Взгляд изнутри

 

 

Мнение Никиты Иванова

Правильнее всего будет сказать, что Музыку на "Ракурсе" мы чтим. Примечательно, что всякую. Если, конечно, с нашей точки зрения – это Музыка. Нас здесь много (вернее немало), поэтому для меломана "Ракурс" все равно что благоухающая флора для пчелы.

"Кому жизнь – буги-вуги", а кому, между прочим, ритм-энд-блюз. А кому этнос. А кому авторская песня. А кому то, что "на ребрах" слушали. А кому джаз. Можно традиционный, до архаического. Можно авангардный, до абсолютного Внутреннего Созерцания. Можно "Beatles" с "Аквариумом", а можно "Dead Can Dance" с "Ва-банкомъ". Всего, знаете ли, и не назовешь.

Вот попсы нельзя. Мы начинаем переживать и мучиться разными угрызениями совести. Своими, что поставили, и чужими, что все это поналяпали.

Нас, кстати, тут самих, играющих, хватает. Понимаем, что к чему.

Есть, например, группа "Оптимальный вариант". Они знают, что такое дышащая музыка. Ради справедливости отметим, что и до них это знало некотрое количество людей. В группе "Оптимальный вариант" есть, помимо других, Олег Чилап и Зерги. Они же, к счастью, есть и на "Ракурсе". Олег Чилап лучше других здесь знает, что такое "Битлз". Другие тоже, конечно, наслышаны, но Олег больше. У него есть программа "Битый час". Послушайте – убедитесь.

Зерги - классический пример ходячей музыкальной энциклопедии. Если у подобного рода вещей вообще могут быть классические примеры. В рамках программы "Зерги-Архив" Пример всячески проявляет свою эрудицию, анализируя направления англоязычной рок-музыки. От блюза до панк-рока по вертикали, и от регги до прогрессив по горизонтали. Шибко шагает. Но это не все.

Одним из основополагающих тезисов радио "Ракурс" является утверждение Неизвестного Философа: "Банальным компакт-диском сыт не будешь". Не исключено, что это сформулировал Зерги, только он это почему-то тщательно скрывает. В качестве аудиодоказательства существует программа "На ребрах", название которой говорит само за себя.

Прямым следствием этого же тезиса служит наличие в эфире "Ракурса" еще многих программ. "Незабываемые мелодии прошлых лет". Автор – Оскар Борисович Хацет, известный московский коллекционер. Все лучшее, выпускавшееся на пластинках со времен изобретения грамзаписи, благодаря ему становится достоянием аудитории "Ракурса".

Дмитрий Фокин, человек всячески заслуженный, Бог ведает с каких пор методично коллекционирует отечественные грампластинки. "78 об/мин.".

Архивная запись вообще в нашем государстве вещь почитаемая. Вы вспомните, еще лет десять назад – что не "Песняры", то уже не винил. Что не винил, то уже раритет. Музыкантов было много, и все старались следовать Внутреннему Голосу, играя на разнообразных музыкальных инструментах. Подчас очень неплохо.

Поэтому на "Ракурсе" появилась программа "Редкая птица". Кто когда где чего наиграл – это здесь. Архивные и просто малоизвестные записи мэтров отечественного рока, молодые музыканты, чье творчество заслуживает внимания – в изложении Сергея Рымова. Между прочим, многие уникальные фонограммы были найдены с помощью слушателей, присылающих и привозящих на "Ракурс" частички своих коллекций.

Есть программы, посвященные совершенно конкретным музыкантам. Федор Случевский, например, обладает не поддающимися описанию сведениями о жизнедеятельности Джимми Хендрикса. Однако сами по себе сведения – это одно, а их изложение в радиоэфире – это другое. Их нужно иллюстрировать. Грандиозной коллекцией обладает и Случевский, самому завидно. "Хендриксология".

Ваш покорный слуга является автором программы "Б.Г.словские вечера". Литеры "БГ" в особой расшифровке, видимо, не нуждаются. Это доброжелательно-ознакомительное повествование о жизнедеятельности "Аквариума" и Бориса Гребенщикова. Некоторые склонны считать, что "Аквариум" – живая история русского рок-н-ролла, что, в известной степени, и определило некоторый архивно-исторический слой программы, впрочем, не основополагающий. Разумеется, и эта программа иллюстрируется архивными, редкими записями.

Богаче всего в эфире "Ракурса" представлен джаз. Главные специалисты – Константин Волков и Андрей Соловьев. Программа "Музей революции" в исполнении последнего посвящена такой лично меня озадачивающей штуке, как развитию экспериментальной джазовой и импровизированной музыки. Проще говоря, как джаз превращался из развлекательного жанра в разновидность серьезной музыки. В другой программе, "Своими руками", Андрей Соловьев, как настоящий летописец, пунктуально прослеживает историю отечественного джаза с довоенных лет до настоящего времени.

Константин Волков ведет программу, посвященную традиционному джазу во всех его формах, она называется "Академический час джаза", председательствует в своеобразном радио-джаз-клубе "Московский свинг", углубляется в проблему взаимопроникновения европейской и афроамериканской музыкальных культур в программе "Сплавы" и еще успевает представлять демо-записи молодых, начинающих и просто малоизвестных в Москве коллективов в рубрике "Волков – санитар леса".

Музыка этническая представлена программами Михаила Гладкова "Celtic time" и Артема Прохорова "Латинский дневник", которая повествует о национальной музыке, культуре, фольклоре Латинской Америки.

И, наконец, самое главное. С первого дня своего существования "Ракурс" начал проводить живые концерты, оставаясь и по сей день единственной радиостанцией, практикующей в своем эфире это чудное времяпрепровождение. Это вселяет в сотрудников некоторую гордость, а в теоретическое знамя радиостанции – потенциальный орден.

В воскресенье, в программе "Живой концерт" выступают рок-коллективы разных направлений и степени известности. За три года у нас сыграли "Чайф", "Манго-Манго", "Вопли Видоплясова", "Вежливый отказ", "Адо" и многие другие.

В субботу, в рамках "Московского свинга" проходят джазовые концерты. За неполный год существования этой программы в ней сыграли свыше 40 коллективов, среди которых и звезды российского джаза.

Кроме того, концертная деятельность "Ракурса" была представлена музыкой славных представителей авторской песни, именуемых бардами, и музыкой классической. Учитывая, что во имя рок- и джаз-концертов на "Ракурсе" существуют специальные дни и время, а классическая музыка не хуже и барды тоже многим интересны, радиостанция готовит особенное время и для них.

Нас, как уже было замечено, немало, а будет еще больше. Мы тут прикинули на счетах... Так что размеры знамени увеличиваются, а ордена нас не интересуют. "Ракурс" живет по принципу "радиостанций много, а идей мало", поэтому побольше идей и да здравствует удовольствие радиослушателя, как конечная цель наших трудов.

Никита Иванов, ведущий эфира.

 

 

Мнение Лары Садовской

В марте 1997 года радиостанции "Ракурс" исполнилось три года. Младенческим такой возраст может быть для человека, но не для радио. Мы называем себя "информационно-музыкальное радио". Музыкальность на втором месте не по пристрастию, а по алфавиту, ведь начиналась радиостанция именно как музыкальная. Ядро коллектива составляют те, кто делали еще радио SNC, поэтому позывные "Ракурса" узнаются многими – они звучали еще на той, в бозе почившей радиостанции.

Информационность прибавилась потом. В ней нет ничего от политики, в ней много от жизни!

Мы рассказываем своей аудитории то, что знаем сами: о музыкальных стилях и направлениях, о музыке современной и классической, о Москве, о языке и литературе, о компьютерах, театрах и кино, о героях древних и современных. Детям мы рассказываем сказки, а родителям о детях.

Мы росли, мужали и крепли на глазах огромной аудитории. Наш каждый неверный шаг или промах всегда был также заметен, как наши достижения и успехи. Спасибо слушателям радио "Ракурс" – они относятся к нам серьезно и с пристрастием. И даже само это отношение порой помогает сделать правильный шаг в выборе тематики программ или в стиле общения с аудиторией.

Давно и правильно замечено, что если ты вышел на публику, то обязан нравиться. А иначе зачем ? В полной мере это относится и к радио. И для этого есть простой и быстрый путь: предложить слушать то, что уже популярно, незатейливо. Никогда редакции "Ракурса" эта мысль не приходила в голову. Даже когда таким путем можно было решить финансовые проблемы. Наш путь другой.

Музыкальных пристрастий на "Ракурсе" столько же, сколько ведущих эфира и авторов программ. Среди них есть самые что ни на есть экзотические. Так и должно быть – ведь среди наших слушателей люди разных музыкальных интересов. Олег Чилап – главный редактор радио "Ракурс" – по совместительству и главный битлолог эфира, замечен также в пристрастии к другим роковым старикам и классике. Никита Иванов – ведущий эфира – настоящий аквариумовед. Молодые ведущие Маргарита Стригина и Сергей Рымов предпочитают современный рок. В программе "Экзотика" Андрея и Алексея Борисовых звучит действительно весьма экзотическая атональная музыка. "Незабываемые мелодии прошлых лет" Оскара Борисовича Хацета рассказывают о русской эстраде начала века. "Celtic Time" Михаила Гладкова – анализирует современное состояние кельтских напевов.

Это, конечно, не все – список программ и музыкальных пристрастий не может уместиться в небольшую заметку. Однако, о чем нельзя не сказать, это о "живых" концертах – они проходят на радио "Ракурс" регулярно по субботам и воскресеньям. Константин Волков по субботам знакомит с джазовыми исполнителями, а в воскресенье Сергей Рымов представляет молодые и заслуженные рок-коллективы. Кстати, джаз и блюз пользуются уважением всех ведущих. Зная, что среди слушателей радио "Ракурс" есть немало почитателей классической музыки, редакция планирует проведение и живых концертов камерной и классической музыки.

В планах вообще много всего. Думается, что они осуществятся, т.к. коллектив редакции – настоящие единомышленники, альтруисты, те, кто желает преодалеть все трудности во имя чистого эфира.

Присоединяйтесь, господа! В качестве слушателей, фэнов, победителей викторин или в любом другом качестве, в котором вы захотите проявить себя на нашей замечательной радиостанции.

Присоединяйтесь!

Лара Садовская, редактор радио "Ракурс".

 

Мнение Сергея Галямина

На дворе канун двадцатого века! А у нас каких-то пару дюжин радиостанций на всю Москву! А радиостанций отличающихся друг от друга, ну хоть чем-то, и того меньше...

Собственно говоря, есть три разновидности: на западный манер, перманентный митинг для домхозяек и радио для (хворых, обремененных личным транспортом, ностальгирующих и т.д.). Особняком стоит радио "Ракурс". С чего бы?

А так вышло. Вообще-то нам следовало быть радиостанцией имени литературного героя Рахметова. (Попутно замечу, что наш слушатель быстрее вспомнит кто это такой, нежели среднестатистический.) Так бишь о чем это я? О самобытности. Не путать с самопальностью.

Глупо было бы утверждать, что общепринятые радионормы нам не указ... Указ. Но нюансы! Нюансики... Во-первых – Россия, во-вторых – Москва, в-третьих – эпоха перемен... А есть еще в-четвертых, в-пятых и т.д. И хочется все учесть. И не умом. Им, как известно, не понять. И само собой на ум приходит с детства родное: "Мы пойдем другим путем!". Нет, я не против ананасов в шампанском! Отнюдь! И выбираю "Пепси" в силу отсутствия бочкового кваса (3 коп. – маленькая, 12 коп. – литр). НО! По собственному опыту знаю, что неразбавленный "Бифитер" очень хорош не с тоником, а под соленый рыжик! И ЭТУ конвергенцию я приемлю и холю. И опять на ум приходит с детства знакомое: "Надо взять от капитализма все самое лучшее". Заметьте, "все самое лучшее", а не "все"!

Возьму на себя смелость утверждать, что процесс создания независимого средства массовой информации в России процесс исследовательский. А исследованиями в наше время способны заниматься только энтузиасты, что прискорбно, но не безнадежно. Ибо понятием "профессиональный энтузиаст" мы можем гордиться, это типично наше. А еще у нас есть Чапаев и Юрий Гагарин!

Представьте себе некий дом. Типовой. Несколько подъездов, клумбы вдоль дома, детская площадка, бабушки на лавочках у входа, балбесы с гитарами, ну в общем, как у людей. Так вот радио "Ракурс" – это некий виртуальный многоподъездный дом, в котором все всех знают, в разной степени. Здесь можно запросто заглянуть к соседу на огонек, а если его нет позвонить в соседнюю квартиру и попросить передать Васе, что запись, которую он просил найти есть у Наташки из второго подъезда. Здесь уже начали дружить семьями, сыграны первые свадьбы, а с днем рождения поздравляют всем жилтовариществом.

Мы же, сотрудники радио, отнюдь не РЭУ или там домком, а в лучшем случае заведуем "красным уголком" (если кто еще помнит, что это такое). А кульмассовые мероприятия проводим на крыше. Без шуток. Первый ежегодный Российский фестиваль "Улица Яблочных Лет" под эгидой радио "Ракурс" состоялся в начале лета на крыше кинотеатра "Таллин". И на этом фестивале можно было не торопясь рассмотреть многих соседей. Отрадное зрелище. Очень симпатичные люди живут в нашем виртуальном доме. Хорошие люди не могут быть не симпатичными. А интеллектуальный уровень вызывает уважение, а иногда зависть. Послушайте "Прогулки по Москве" Нины Давыдовой или "Викторину Дядюшки Рымуса" и поймете, что, если уровень народного образования и падает, то уж уровень самообразования явно на высоте.

Если Вы еще не настраивали свой приемник на частоту 792 кГц, рискните, но упаси Вас Бог слушать все подряд и сразу. Ни-ни. Мы не работаем в фоновом режиме, разве что с утреца, в побудочном темпе... Дозируйте поначалу. Постепенно наращивая дозу. Глядишь и подсядите на "Ракурс". Шутка.

Заболтался я тут с вами. А двор еще не метен и клумбы не политы, да и беседку надо поправить... по адресу: ул. Яблочных лет, 792.

Поклон Вам в пояс. Сергей Галямин.