Правильнее
всего будет сказать, что Музыку на "Ракурсе" мы чтим. Примечательно,
что всякую. Если, конечно, с нашей точки зрения – это Музыка. Нас здесь много
(вернее немало), поэтому для меломана "Ракурс" все равно что
благоухающая флора для пчелы.
"Кому
жизнь – буги-вуги", а кому, между прочим, ритм-энд-блюз. А кому этнос. А
кому авторская песня. А кому то, что "на ребрах" слушали. А кому
джаз. Можно традиционный, до архаического. Можно авангардный, до абсолютного
Внутреннего Созерцания. Можно "Beatles" с "Аквариумом", а
можно "Dead Can Dance" с "Ва-банкомъ". Всего, знаете ли, и
не назовешь.
Вот
попсы нельзя. Мы начинаем переживать и мучиться разными угрызениями совести.
Своими, что поставили, и чужими, что все это поналяпали.
Нас,
кстати, тут самих, играющих, хватает. Понимаем, что к чему.
Есть,
например, группа "Оптимальный вариант". Они знают, что такое дышащая
музыка. Ради справедливости отметим, что и до них это знало некотрое количество
людей. В группе "Оптимальный вариант" есть, помимо других, Олег Чилап
и Зерги. Они же, к счастью, есть и на "Ракурсе". Олег Чилап лучше
других здесь знает, что такое "Битлз". Другие тоже, конечно,
наслышаны, но Олег больше. У него есть программа "Битый час".
Послушайте – убедитесь.
Зерги
- классический пример ходячей музыкальной энциклопедии. Если у подобного рода
вещей вообще могут быть классические примеры. В рамках программы
"Зерги-Архив" Пример всячески проявляет свою эрудицию, анализируя
направления англоязычной рок-музыки. От блюза до панк-рока по вертикали, и от
регги до прогрессив по горизонтали. Шибко шагает. Но это не все.
Одним
из основополагающих тезисов радио "Ракурс" является утверждение
Неизвестного Философа: "Банальным компакт-диском сыт не будешь". Не
исключено, что это сформулировал Зерги, только он это почему-то тщательно
скрывает. В качестве аудиодоказательства существует программа "На
ребрах", название которой говорит само за себя.
Прямым
следствием этого же тезиса служит наличие в эфире "Ракурса" еще
многих программ. "Незабываемые мелодии прошлых лет". Автор – Оскар
Борисович Хацет, известный московский коллекционер. Все лучшее, выпускавшееся
на пластинках со времен изобретения грамзаписи, благодаря ему становится
достоянием аудитории "Ракурса".
Дмитрий
Фокин, человек всячески заслуженный, Бог ведает с каких пор методично
коллекционирует отечественные грампластинки. "78 об/мин.".
Архивная
запись вообще в нашем государстве вещь почитаемая. Вы вспомните, еще лет десять
назад – что не "Песняры", то уже не винил. Что не винил, то уже
раритет. Музыкантов было много, и все старались следовать Внутреннему Голосу,
играя на разнообразных музыкальных инструментах. Подчас очень неплохо.
Поэтому
на "Ракурсе" появилась программа "Редкая птица". Кто когда
где чего наиграл – это здесь. Архивные и просто малоизвестные записи мэтров
отечественного рока, молодые музыканты, чье творчество заслуживает внимания – в
изложении Сергея Рымова. Между прочим, многие уникальные фонограммы были
найдены с помощью слушателей, присылающих и привозящих на "Ракурс"
частички своих коллекций.
Есть
программы, посвященные совершенно конкретным музыкантам. Федор Случевский,
например, обладает не поддающимися описанию сведениями о жизнедеятельности
Джимми Хендрикса. Однако сами по себе сведения – это одно, а их изложение в
радиоэфире – это другое. Их нужно иллюстрировать. Грандиозной коллекцией
обладает и Случевский, самому завидно. "Хендриксология".
Ваш
покорный слуга является автором программы "Б.Г.словские вечера".
Литеры "БГ" в особой расшифровке, видимо, не нуждаются. Это
доброжелательно-ознакомительное повествование о жизнедеятельности
"Аквариума" и Бориса Гребенщикова. Некоторые склонны считать, что
"Аквариум" – живая история русского рок-н-ролла, что, в известной
степени, и определило некоторый архивно-исторический слой программы, впрочем,
не основополагающий. Разумеется, и эта программа иллюстрируется архивными,
редкими записями.
Богаче
всего в эфире "Ракурса" представлен джаз. Главные специалисты –
Константин Волков и Андрей Соловьев. Программа "Музей революции" в
исполнении последнего посвящена такой лично меня озадачивающей штуке, как
развитию экспериментальной джазовой и импровизированной музыки. Проще говоря,
как джаз превращался из развлекательного жанра в разновидность серьезной
музыки. В другой программе, "Своими руками", Андрей Соловьев, как
настоящий летописец, пунктуально прослеживает историю отечественного джаза с
довоенных лет до настоящего времени.
Константин
Волков ведет программу, посвященную традиционному джазу во всех его формах, она
называется "Академический час джаза", председательствует в
своеобразном радио-джаз-клубе "Московский свинг", углубляется в
проблему взаимопроникновения европейской и афроамериканской музыкальных культур
в программе "Сплавы" и еще успевает представлять демо-записи молодых,
начинающих и просто малоизвестных в Москве коллективов в рубрике "Волков –
санитар леса".
Музыка
этническая представлена программами Михаила Гладкова "Celtic time" и
Артема Прохорова "Латинский дневник", которая повествует о
национальной музыке, культуре, фольклоре Латинской Америки.
И,
наконец, самое главное. С первого дня своего существования "Ракурс"
начал проводить живые концерты, оставаясь и по сей день единственной
радиостанцией, практикующей в своем эфире это чудное времяпрепровождение. Это
вселяет в сотрудников некоторую гордость, а в теоретическое знамя радиостанции
– потенциальный орден.
В
воскресенье, в программе "Живой концерт" выступают рок-коллективы
разных направлений и степени известности. За три года у нас сыграли
"Чайф", "Манго-Манго", "Вопли Видоплясова",
"Вежливый отказ", "Адо" и многие другие.
В
субботу, в рамках "Московского свинга" проходят джазовые концерты. За
неполный год существования этой программы в ней сыграли свыше 40 коллективов,
среди которых и звезды российского джаза.
Кроме
того, концертная деятельность "Ракурса" была представлена музыкой
славных представителей авторской песни, именуемых бардами, и музыкой
классической. Учитывая, что во имя рок- и джаз-концертов на "Ракурсе"
существуют специальные дни и время, а классическая музыка не хуже и барды тоже
многим интересны, радиостанция готовит особенное время и для них.
Нас,
как уже было замечено, немало, а будет еще больше. Мы тут прикинули на
счетах... Так что размеры знамени увеличиваются, а ордена нас не интересуют.
"Ракурс" живет по принципу "радиостанций много, а идей
мало", поэтому побольше идей и да здравствует удовольствие радиослушателя,
как конечная цель наших трудов.
Никита Иванов,
ведущий эфира.
В
марте 1997 года радиостанции "Ракурс" исполнилось три года.
Младенческим такой возраст может быть для человека, но не для радио. Мы
называем себя "информационно-музыкальное радио". Музыкальность на
втором месте не по пристрастию, а по алфавиту, ведь начиналась радиостанция
именно как музыкальная. Ядро коллектива составляют те, кто делали еще радио
SNC, поэтому позывные "Ракурса" узнаются многими – они звучали еще на
той, в бозе почившей радиостанции.
Информационность
прибавилась потом. В ней нет ничего от политики, в ней много от жизни!
Мы
рассказываем своей аудитории то, что знаем сами: о музыкальных стилях и
направлениях, о музыке современной и классической, о Москве, о языке и
литературе, о компьютерах, театрах и кино, о героях древних и современных.
Детям мы рассказываем сказки, а родителям о детях.
Мы
росли, мужали и крепли на глазах огромной аудитории. Наш каждый неверный шаг
или промах всегда был также заметен, как наши достижения и успехи. Спасибо
слушателям радио "Ракурс" – они относятся к нам серьезно и с
пристрастием. И даже само это отношение порой помогает сделать правильный шаг в
выборе тематики программ или в стиле общения с аудиторией.
Давно
и правильно замечено, что если ты вышел на публику, то обязан нравиться. А
иначе зачем ? В полной мере это относится и к радио. И для этого есть простой и
быстрый путь: предложить слушать то, что уже популярно, незатейливо. Никогда
редакции "Ракурса" эта мысль не приходила в голову. Даже когда таким
путем можно было решить финансовые проблемы. Наш путь другой.
Музыкальных
пристрастий на "Ракурсе" столько же, сколько ведущих эфира и авторов
программ. Среди них есть самые что ни на есть экзотические. Так и должно быть –
ведь среди наших слушателей люди разных музыкальных интересов. Олег Чилап –
главный редактор радио "Ракурс" – по совместительству и главный
битлолог эфира, замечен также в пристрастии к другим роковым старикам и
классике. Никита Иванов – ведущий эфира – настоящий аквариумовед. Молодые
ведущие Маргарита Стригина и Сергей Рымов предпочитают современный рок. В
программе "Экзотика" Андрея и Алексея Борисовых звучит действительно
весьма экзотическая атональная музыка. "Незабываемые мелодии прошлых
лет" Оскара Борисовича Хацета рассказывают о русской эстраде начала века.
"Celtic Time" Михаила Гладкова – анализирует современное состояние
кельтских напевов.
Это,
конечно, не все – список программ и музыкальных пристрастий не может уместиться
в небольшую заметку. Однако, о чем нельзя не сказать, это о "живых"
концертах – они проходят на радио "Ракурс" регулярно по субботам и
воскресеньям. Константин Волков по субботам знакомит с джазовыми исполнителями,
а в воскресенье Сергей Рымов представляет молодые и заслуженные рок-коллективы.
Кстати, джаз и блюз пользуются уважением всех ведущих. Зная, что среди
слушателей радио "Ракурс" есть немало почитателей классической
музыки, редакция планирует проведение и живых концертов камерной и классической
музыки.
В
планах вообще много всего. Думается, что они осуществятся, т.к. коллектив
редакции – настоящие единомышленники, альтруисты, те, кто желает преодалеть все
трудности во имя чистого эфира.
Присоединяйтесь,
господа! В качестве слушателей, фэнов, победителей викторин или в любом другом
качестве, в котором вы захотите проявить себя на нашей замечательной
радиостанции.
Присоединяйтесь!
Лара Садовская,
редактор радио "Ракурс".
На
дворе канун двадцатого века! А у нас каких-то пару дюжин радиостанций на всю
Москву! А радиостанций отличающихся друг от друга, ну хоть чем-то, и того
меньше...
Собственно
говоря, есть три разновидности: на западный манер, перманентный митинг для
домхозяек и радио для (хворых, обремененных личным транспортом, ностальгирующих
и т.д.). Особняком стоит радио "Ракурс". С чего бы?
А так
вышло. Вообще-то нам следовало быть радиостанцией имени литературного героя
Рахметова. (Попутно замечу, что наш слушатель быстрее вспомнит кто это такой,
нежели среднестатистический.) Так бишь о чем это я? О самобытности. Не путать с
самопальностью.
Глупо
было бы утверждать, что общепринятые радионормы нам не указ... Указ. Но нюансы!
Нюансики... Во-первых – Россия, во-вторых – Москва, в-третьих – эпоха
перемен... А есть еще в-четвертых, в-пятых и т.д. И хочется все учесть. И не
умом. Им, как известно, не понять. И само собой на ум приходит с детства
родное: "Мы пойдем другим путем!". Нет, я не против ананасов в
шампанском! Отнюдь! И выбираю "Пепси" в силу отсутствия бочкового
кваса (3 коп. – маленькая, 12 коп. – литр). НО! По собственному опыту знаю, что
неразбавленный "Бифитер" очень хорош не с тоником, а под соленый
рыжик! И ЭТУ конвергенцию я приемлю и холю. И опять на ум приходит с детства
знакомое: "Надо взять от капитализма все самое лучшее". Заметьте,
"все самое лучшее", а не "все"!
Возьму
на себя смелость утверждать, что процесс создания независимого средства
массовой информации в России процесс исследовательский. А исследованиями в наше
время способны заниматься только энтузиасты, что прискорбно, но не безнадежно.
Ибо понятием "профессиональный энтузиаст" мы можем гордиться, это
типично наше. А еще у нас есть Чапаев и Юрий Гагарин!
Представьте
себе некий дом. Типовой. Несколько подъездов, клумбы вдоль дома, детская
площадка, бабушки на лавочках у входа, балбесы с гитарами, ну в общем, как у
людей. Так вот радио "Ракурс" – это некий виртуальный многоподъездный
дом, в котором все всех знают, в разной степени. Здесь можно запросто заглянуть
к соседу на огонек, а если его нет позвонить в соседнюю квартиру и попросить
передать Васе, что запись, которую он просил найти есть у Наташки из второго
подъезда. Здесь уже начали дружить семьями, сыграны первые свадьбы, а с днем
рождения поздравляют всем жилтовариществом.
Мы
же, сотрудники радио, отнюдь не РЭУ или там домком, а в лучшем случае заведуем
"красным уголком" (если кто еще помнит, что это такое). А
кульмассовые мероприятия проводим на крыше. Без шуток. Первый ежегодный
Российский фестиваль "Улица Яблочных Лет" под эгидой радио
"Ракурс" состоялся в начале лета на крыше кинотеатра
"Таллин". И на этом фестивале можно было не торопясь рассмотреть
многих соседей. Отрадное зрелище. Очень симпатичные люди живут в нашем
виртуальном доме. Хорошие люди не могут быть не симпатичными. А
интеллектуальный уровень вызывает уважение, а иногда зависть. Послушайте
"Прогулки по Москве" Нины Давыдовой или "Викторину Дядюшки
Рымуса" и поймете, что, если уровень народного образования и падает, то уж
уровень самообразования явно на высоте.
Если
Вы еще не настраивали свой приемник на частоту 792 кГц, рискните, но упаси Вас
Бог слушать все подряд и сразу. Ни-ни. Мы не работаем в фоновом режиме, разве
что с утреца, в побудочном темпе... Дозируйте поначалу. Постепенно наращивая
дозу. Глядишь и подсядите на "Ракурс". Шутка.
Заболтался
я тут с вами. А двор еще не метен и клумбы не политы, да и беседку надо
поправить... по адресу: ул. Яблочных лет, 792.
Поклон Вам в пояс. Сергей Галямин.