с
официального сайта Стаса Намина
Стас НАМИН: «ШОУ-БИЗНЕС МНЕ НЕИНТЕРЕСЕН»
...В окна кабинета
Стаса Намина виден кусочек ЦПКиО им. Горького, набережная. Но хозяин сидит к
окну спиной. Пока мы разговариваем, рабочие то и дело вносят в комнату
упакованные музыкальные инструменты, спрашивают, куда ставить. Анастас Алексеевич МИКОЯН (НАМИН) родился в 1951 году в
Кремле, где жил его знаменитый дед и родители. Стас получил военное образование
в Суворовском училище, потом закончил МГУ по специальности «литературоведение».
Музыкой занялся в шестидесятые годы. В семидесятые руководил популярным
коллективом «Цветы». В 1981 году организовал крупный фестиваль в Ереване, в
1986-м первым из советских рок-музыкантов выехал на гастроли в США, в 1987-м
создал свой Музыкальный центр, который к 1991 году превратился в корпорацию «Эс-Эн-Си». Стас Намин женат, его дочери пятнадцать лет.
— Шоу-бизнесом я занимаюсь постольку-поскольку,
довольно эпи зодически.
Что-то делаю сам лично, что-то делают те фирмы, которые я создал.
— Все эти фирмы связаны с
шоу-бизнесом?
— Нет. Даже наоборот, только одна из них связана. А кроме всех этих фирм
существую еще я сам. И мне вовсе не обязательно активно участвовать в их работе.
Я практически даже не знаю, что там происходит.
— И не интересуетесь?
— Как вам сказать...
Интересуюсь иногда. Но у меня есть свои собственные
увлечения, как у всякого нормального человека. Ну, например, могу уехать
куда-нибудь искать клад. В каком-нибудь океане. И если меня в этот момент
спросят, какая пластинка выходит на фирме грамзаписи, то, конечно, я ничего не
отвечу.
— Анастас
Алексеевич...
— Нет, просто Стас.
— Хорошо. Стас, скажите,
пожалуйста, а как же ваша знаменитая радиостанция «Эс-Эн-Си»?
— Когда-то я был очень увлечен созданием радиостанции. Нетрудно
объяснить, по каким причинам. Это была своего рода революционная деятельность,
потому что вдруг рупор, который всю жизнь находился в коммунистических
объятиях, попал вдруг в частные руки. Что хочешь — то и говори. А что касается
превращения ее в коммерческую радиостанцию, то мне это даже и не приходило в
голову. Поэтому первые два года, что мы существовали, я просто запретил там
рекламу. Сейчас вроде радиостанция снова возникает — ее ведь закрыли: какая-то
комиссия по частотам. И если «Эс-Эн-Си» выйдет в
эфир, я тоже не буду знать, что там происходит. Потому что мое личное увлечение
прошло.
— Но ведь радиостанция
называется вашими инициалами. Неужели вам совсем неинтересно?
— Интересно. Если она будет плохая, то, конечно, я вмешаюсь.
— А как вы узнаете, что там
происходит?
— Ну вот вы придете и скажете
мне:
«Что-то ваша радиостанция голову морочит». Но такого не может быть, потому что
я очень ответственно отношусь к тем людям, которых я приглашаю на работу. Я
просто пригласил людей примерно того уровня образованности, культуры, который
мне кажется подходящим. И дальше они уже импровизировали.
— Скажите, а вы ведь
наверняка имели возможность позвонить на «Эс-Эн-Си» и
сказать: «Поздравьте сегодня мою жену с днем рожде ния». — Да, или любовницу...
— Предположим...
— Вашу (смеется). Вы знаете, это чисто коммунистический вопрос.
Потому что у нас в стране люди не при¬выкли к тому,
что можно иметь что-то в собственности. Да, теоретически я мог это сделать,
поскольку это была частная радиостанция.
— Если на «Эс-Эн-Си» не было рекламы, то за счет чего она
существовала?
— За счет моих денег. За счет меценатства. Мы не имели никаких
партнеров, никаких дотаций, никаких кредитов. Я вообще ни разу в жизни не брал
кредитов. Поэтому возникла такая странная ситуация, которую я и сам, честно
говоря, объяснить не могу: откуда ж деньги брались? Из «тумбочки», что ли? Нет.
«Тумбочки», к сожалению, не было. В принципе, начиналось все не с денег. Сейчас
все считают, что нужны обязательно вложения, чтоб начать, а мне всегда
казалось, что надо, наоборот, начать, а потом уже делать вложения.
— Куда пропала ваша
программа с телевидения?
— Есть какие-то силы,
которые борются с нами, и они взяли и остановили программу... Так же, как и
радиостанцию. Административным приемом, разрушив все наши контракты, принеся
нам огромные убытки...
— Каков был формальный
повод?
— Никакого. Просто остановили и все. Они что хотят, то и воротят.
— Существует еще одна
корпорация, которую можно было бы сравнить с вашей —
это «BIZ-Enterprises» Бориса Зосимова.
Там...
— Я ничего не знаю про эту корпорацию. Не в курсе.
А вообще считаю, что совсем необязательно, чтобы существовала только одна моя
корпорация. Нао¬борот, таких должно много возникать.
Ведь это же витает в воздухе: радио, телевидение, грамзапись, концерты — все
должно работать скоординированно.
— Вы не боитесь конкуренции?
— Как это — бояться? В каком смысле? Вообще странное слово — «боюсь». Оно сюда
не подходит. Правильно будет спросить: «Вы не чувствуете конкуренции?»
— Вы не чувствуете сейчас
конкуренции?
— Не чувствую. К сожалению, не чувствую. Впрочем, мне это не очень интересно,
потому что шоу-бизнес... да и вообще бизнес мне неинтересен как таковой. Я
бизнесом занимаюсь с трудом.
— А чем бы вы хотели
заниматься?
— Кайфом. Тем, что мне нравится. Я вынужден заниматься
бизнесом, потому что без этого ничего не получится. Пока.
— Ну а разве вы не можете
посадить в ваше кресло своего, так сказать, наместника и...
— Я могу только мечтать об этом. Вы не хотите попробовать?
— Нет, спасибо. Но все же, получив вот эту желанную свободу, что бы вы
делали?
— Ну-у,
кучу разных вещей. Начиная от научной работы и кончая творческой.
— Что имеется в виду под
словами «научная работа»?
— Философия, теософия, философская математика... Знаете «Доски
судьбы» Хлебникова? Ну и вообще — много есть разной деятельности, которая в кайф. А бизнес — это нерадостное занятие.
— Может ли наступить такой
день, когда вы встанете из-за этого стола, смахнете на пол все эти бумажки и
просто уйдете отсюда? Навсегда. — Да. Конечно. Я
надеюсь, что такой день наступит. Только я не буду ничего сбрасывать со стола,
потому что я чувствую ответственность перед людьми, которые здесь работают. Их
жизни не будут сбрасываться со стола.
— Вам никогда не приходила в голову мысль уехать из страны?
— Раньше не приходила... А сейчас приходит. То есть до
перестройки, когда меня закрывали, зажимали, не выпускали, я даже не
представлял себе как. Как можно уехать, когда не выпускают? А сейчас думаю: ну
что такое, ну где же просвет? Сколько лет нам понадобится, чтобы восстановить
свой генетический код? Четыреста, пятьсот? Я не знаю. Ну, правда, я-то никуда
не уеду.
— Как часто вы сейчас
музицируете? — Очень редко. Когда друзья
приезжают... Фрэнк Заппа, например. — Но это чисто внутренние «сэй-шены»? — Внутренние. Для
публики я никогда не играю. —
С кем из западных музыкантов вы общаетесь? — Ну, с
очень многими... Я даже не знаю... Это будет список человек в сто. «Лед Зеппелин», «Дип
Пёпл», Род Стюарт, Питер Гейбриэл
— да со всеми.. Но это, в основном, раньше — в то время, когда я активно
занимался музыкой, когда делал группу «Парк Горького». Это было увлечение - оно
кончилось.
Потом я увлекся
симфоническим оркестром. Это, между прочим, первый и единственный в стране
частный симфонический оркестр.
— Вам не приходила в голову
идея пригласить сюда ваших знаменитых друзей и поиграть здесь всем вместе для
какого-нибудь узкого круга? Создать «звездный» ансамбль на час...
— Здесь, как мне кажется, это будет искусственно выглядеть. Потому что у нас
этот «узкий круг» настолько узок, что я его и собрать-то не смогу. Кого
приглашать на такую «тусовку»? Мэра города Лужкова? Но
он больше футбол любит. Вацлав Гавел,
друг и поклонник Фрэнка Заппы, принял его буквально
на правительственном уровне, когда тот приехал в Чехословакию. А у нас я не
знаю, как мне объяснить, кто такой Фрэнк Заппа. Он
приезжает ко мне в гости, и никто не обращает на это внимания. Мы же не
скрываем — пожалуйста, берите интервью, встречайте... И что? Больше того: когда
о приезде Фрэнка узнал Шнитке, то он мне позвонил и
спросил, могу ли я их познакомить. Шнитке приехал, и
мы сидели втроем, разговаривали часа два. Когда-нибудь я, может, напишу про
этот разговор. Вот я и подумал: что ж, один Шнитке
понимает, кто такой Фрэнк Заппа? И позвонил на
телевидение Володе Молчанову и его музыкальному редактору. Говорю: ребята, вот
такая ситуация. Они приехали. Сняли Шнитке и Заппу. Но не показали. Тому узкому кругу, о котором вы
говорите, намного проще — взять билет и поехать туда, где эти музыканты живут и
выступают. Здесь совсем другая жизнь, другая культура. Говорить, что она
неправильная, — несправедливо. Если я приезжаю в Монголию
и там поет акын на одной струне про то, что видит, и я ему вдруг предъявляю
претензии, то он вправе сказать: «Я главный любимец этого народа.
Сергей Воронов («Кроссроудз»), барабанщик Стив Джордан,
Кейт Ричард («Роллинг
Стоунз») и Стас Намин в Нью-Йорке
А если тебе не нравится, значит, ты — чужой, вон
отсюда». Для того чтобы говорить, что хорошо, а что плохо, должен быть
критерий. А критерий — это публика. Публике нравится — значит, хорошо. Хорошо
для этой публики.
— В каком возрасте вы начали
играть?
— М-м-м... В каком? Наверное, лет в четырнадцать... Нет, ну
вначале я учился на фортепиано. Мне давал частные уроки Арно
Бабаджанян, такой был композитор...
— Довольно-таки известный: твисты...
— Да, он известен, к сожалению, твистами, а в действительности
это был классический серьезный композитор. Но деньги делают свое. На классике
он не мог зарабатывать и поэтому писал твисты. Он писал их в туалете.
— ???
— Да, он так к этому относился. Он из туалета напевал своей жене
какую-нибудь идиотскую мелодию. Та записывала
музыкальную фразу, и по¬том они отдавали ее
аранжировщикам.
Так вот, он меня учил, и, как потом рассказывал, я все время
сбивался на какие-то джазовые дела вместо классики. Правда, джазу я так и не
научился.
— Ваша дочь не занимается
музыкой?
Арнольд Шварценеггер и Стас Намин — армрестлинг в
парке Горького
— Нет, слава Богу.
— А если она захочет
заниматься, пойти на большую, что называется, эстраду?
— Не-ет! Не захочет. У нее, слава
Богу, хороший вкус.
— Вы смотрите музыкальные
телепрограммы?
— Нет. Я не могу сказать, что они плохие, понимаете? Просто они
создают мне дискомфорт. Я воспринимаю эту музыку с трудом.
— Что это за загадочная
команда — «Парк Горького»? О ней почти не было информации. Пара клипов — и все.
— Когда моя группа («Группа Стаса Намина».
— А.Б.) распалась в связи с тем, что я ушел из нее, каждый музыкант стал
делать что-то свое. Один из них был Саша Малинин — он играл у меня лет пять, я
придумал ему этот красивый псевдоним. Другие ребята — Саруханов
Игорь, Никольский Костя, Сапунов Андрей — там много было разного народу... Так
вот, из части музыкантов я сделал «Парк Горького». Два года я над ними работал,
потом запустил, можно сказать. Дальше — их жизнь. Я ж не мама.
— Вопрос, который меня очень
занимает. Имел ли в действительности «Парк Горького» успех в Америке?
Доводилось слышать самые разные версии...
— Я боюсь говорить о таких вещах для нашей публики. Потому что
дезинформация настолько сильна — не по поводу «Парка Горького» — а вообще по
поводу того, что происходит на Западе с нашими исполнителями. Если сказать
правду, то она может просто ошарашить доверчивых наших
слушателей. Может, лучше и не надо ничего говорить? Пусть лучше люди живут, думая, что Алла Пугачева — я против нее ничего не имею, она моя
подружка — популярна в мире. Разубедить в этом невозможно до тех пор, пока люди
сами куда-нибудь не поедут, не увидят, что никто не слышал не только Пугачеву,
но и вообще никого из наших. Единственное имя, которое
чуть-чуть прозвучало там, — это «Парк Горького». Прозвучало имя и одна песня,
которая очень быстро забылась. А что касается успеха, то в какой-то момент
успех был действительно ошеломляющий для неизвестной группы из Монголии (мы
выглядим там примерно так же, как монголы). «Парк Горького» попал на восьмидесятое
место в хит-параде из двухсот наименований и продержался там несколько месяцев.
Это вообще уникальное явление. Боря Гребенщиков тоже выпустил пластинку на
Западе и был на сто девяносто восьмом, что ли, месте, причем всего одну или две
недели.
— Сейчас у вас нет проектов
типа «Парка Горького»?
— Уверен, что и не будет. Рок-музыка, на мой взгляд, умирает. Тот
крик души, который породил взрыв в шестидесятые годы или, у нас, в
восьмидесятые, сейчас сошел на нет. Остались гении
вроде Юры Шевчука и еще кого-то... Но они уже вне жанра. Во всяком случае, мне
рок-музыка теперь неинтересна вообще. Но если рассуждать чисто коммерчески, то
я могу привезти сюда каких-то музыкантов.
— Вы организуете сейчас
чьи-нибудь гастроли?
— Да. «Айрон Мэйден».
Затем, надеюсь, «Ганз энд Роузез»
— примерно в июле. Затем я планирую Тину Тернер, Рода Стюарта... Но я
рассказываю вам вещи, о которых не принято говорить: у меня, может, ничего не
получится. В сентябре, думаю, привезу «Скорпионз».
Тогда же хочу сделать концерт Шарля
Азнавура. В принципе, я подписал
контракт с Майклом Джексоном, но пока сроки не оговорены. — Вы общаетесь с
кем-либо из наших шоу-бизнесменов? — Нет. Я же не связан с шоу-
бизнесом. Правда, насколько я могу судить, сейчас есть тенденция к такому
мафиозному захвату территорий. Фигурально выражаясь. Эпизодически, когда делаю
какой-то концерт — вдруг сталкиваюсь с проблемами, которые ставят передо мной
другие. Те, кто уже оперился за последнее время и из птенчиков превратился...
уж не знаю в кого.
Вы все время меня спрашиваете о шоу-бизнесе, а вообще-то я
занимаюсь и строительством, и проектированием, и торговлей.
— Строительством?
— Да, вот один из проектов — стоэтажное здание.
— В Москве?
— Да, в рамках проекта «Моsсоw
City», на Красной Пресне. Этим занимается очень
старая американская фирма, которая построила практически весь Вашингтон,
Нью-Йорк.
— С кем из музыкантов вы
общаетесь?
— Из музыкантов... (Секретарь сообщает, что
звонит президент «Менатепа».)
Вот с кем я общаюсь. (Берет трубку.)
...Я веду образ жизни не очень при¬вычный
для этой страны. Я не хожу в рестораны, не играю в азартные игры, не курю, не
пью.
— Никогда не были в казино?
— Был. Конечно, я был — в Лас- Вегасе. Но быть в казино — это ж необязательно играть.
Хотя моя жена проиграла как-то три или четыре доллара...
Раньше я работал по восемнадцать часов в сутки. Последние два-три
года работаю до шести часов вечера.
— А потом?
— А потом иду домой.
Алексей
БЕЛЯКОВ («Столица» № 18 (128) 1993)