с официального
сайта Стаса Намина
«СТАС НАМИН:
Я не знал, что родился в Кремле»
Песни его группы знают, наверное, все. Хотя
на сцене вместе со своими музыкантами ОН особо появляться не любит - претит
необходимость актерствовать. Его стихия - скорее тусовочное раскрепощенное
общение среди "своих". Причем "свои" могут быть сколь
угодно разного уровня. Его приглашал на свой день рождения Горбачев, и он же
увлеченно работает с совсем юными ребятами над старым хипповым
мюзиклом "Волосы". Хиппи, ставший бизнесменом, - не такая уж
необычная история. Только этот хиппи все равно предпочитает жить в
контркультуре и тратит на нее собственные (и немалые) деньги, при этом
постоянно занимаясь творчеством - музыкой, фотографией, режиссурой и т.д. Вот
ОН, хозяин офиса в неожиданном уголке Москвы - Парке им. Горького. Да и не офис
это - здесь деловые бумаги соседствуют с выставкой авторских фоторабот и
музыкальной студией. Здесь находится место всему, чем увлекается Стас НАМИН.
...Получилось так, что друзей-музыкантов у
меня сегодня довольно мало - Юра Шевчук, Андрей
Макаревич, Леша Романов из "Воскресения", Дима Ревякин ("Калинов
мост"), но они люди особенные, больше, чем просто музыканты.
— Многим очень нравилось "Радио Эс-эн-си", почему его больше нет?
— Когда Горбачев однажды сказал, что разрешено все, что не запрещено, я решил
опробовать реальность этой установки. И действительно, кое-что получилась -
частная радиостанция "Эс-эн-си". Там
принципиально не было никакой рекламы, а основное время отдавалось музыке,
причем зачастую такой, о которой "массы" не имели представления - Том
Уэйтс, к примеру. У нас не было никакой цензуры.
Тексты ведущих - чистая импровизация людей, которые не имели опыта подобной
работы. Просто с моей субъективной точки зрения, люди с таким уровнем интеллекта
имели право импровизировать в эфире. И на "Радио Эс-эн- си" выросло много
известных персонажей - Настя Рахлина, вдова Башлачева, которая после его смерти именно с помощью
"Радио Эс-эн-си" вышла из глубокой
депрессии, Эркин Тузмухамедов,
"Квачи", Кирилл Немоляев
- человек пятнадцать можно назвать, и все оказались талантливыми личностями.
Карьеру там никто не собирался делать. Это был завершенный проект, который
выполнил свою функцию, — радио два года служило окном в запрещенную ранее
культуру, оно, наверное, несло в себе какой-то импульс свободы, и поэтому во
время путча нашу станцию наряду с "Эхом Москвы" захватили автоматчики
и остановили ее деятельность. Только после этого я ввел туда прямую трансляцию
новостей "Би-би-си", но через некоторое время комиссия Министерства
связи приняла решение отобрать у нас частоту вещания. Я, конечно, мог бороться
и отстаивать справедливость, но решил, что задуманное по сути уже получилось.
— Считается, что вы начали шоу-бизнес в этой стране?
— На самом деле никакого шоу-бизнеса поначалу и не было. Я не получал ни
копейки с тех групп, которые создавал и которыми занимался. Все мои начинания в
этой области были скорее продиктованы наивным порывом к свободе, свет которой в
то время только забрезжил в конце тоннеля, а не зарабатыванием
денег.
— То есть от звания Отца отечественного шоу-бизнеса вы отказываетесь?
— Ну если только прадедушка (смеется). Честно говоря,
как только дело доходит до шоу-бизнеса, у меня начинается аллергия и портится
настроение. Первым отношение к шоу-бизнесу мне сформулировал Фрэнк Заппа, когда я собирался в 1989 году делать международный рок-н-ролльный фестиваль в Лужниках. Он сказал: "Добро
пожаловать в самый грязный бизнес в мире". Я тогда не понял, но очень
быстро удостоверился в его правоте. Мне любой бизнес в принципе некомфортен —
это для меня вынужденная необходимость зарабатывать на хлеб. Если серьезно
разобраться, суть любого бизнеса в обмане - на сколько
ты увеличишь дельту между реальной стоимостью продукта и ценой, за которую ты
его продашь, на столько ты и обогатишься. А шоу-дело к тому же - сфера,
связанная с людьми, фактически с продажей их таланта. Поэтому в моем бизнесе
принципиально участвуют в основном объекты неодушевленные - природные ресурсы,
недвижимость и т.д.
— Как это у вас получается — параллельно с творчеством заниматься еще и
бизнесом, ведь этому вы никогда не учились?
— Мне кажется, что для бизнеса образование вообще не обязательно - дело-то
нехитрое. Нужны определенные навыки и опыт, которые у меня далеко не сразу
появились. Однажды в жизни меня крупно обманули, я из этой ситуации с трудом
выпутался, а потом стал осторожным и более разборчивым в друзьях и партнерах.
Пришлось перестраивать голову. Теперь одна ее часть управляет моим бизнесом, а
другая - моими творческими увлечениями.
— Да, раз уж бизнес не является призванием, то, наверное, и о желании заняться политикой спрашивать глупо. Хотя в связи с вашим
происхождением такой вопрос напрашивается.
— В юности, еще до того, как об этом задуматься, я уже инстинктивно пошел совершенно
в другую сторону. Поступил в Иняз вместо МГИМО и занялся музыкой вместо
политики.
— А что, кстати, означает "Намин"?
— Это производное от имени моей мамы - ее зовут Нами, что по-грузински значит
"росинка". Вообще, все, что во мне есть хорошего, это, наверное, от
нее. Она меня растила, отдавая мне всю свою жизнь. Папа Алексей Микоян был
военным летчиком и жил отдельно от нас.
— Все-таки ваш дед Анастас Микоян был настолько
весомой фигурой в СССР, что родство с ним должно каким-то образом влиять на жизнь.
— Ничего плохого про деда я сказать не могу. Ходила шутка - "От Ильича до
Ильича без инфаркта и паралича". Он сам любил ее рассказывать гостям. И
это была правда. Я думаю, что у секрета его долгих лет в политике — две
составляющие. Во-первых, он действительно хорошо делал то, за что брался, -
торговля, строительство, снабжение и т.п. А во-вторых, он никогда не стремился
быть первым в политике и не боролся за власть. Причем это не была просто
хитрость. Хитрость - это всего лишь ум глупых. А там,
как известно, ребята все были не простые. Опытные, закаленные естественным
отбором -от революционной деятельности в царские
времена до внутрипартийной борьбы. То, что их сегодня зачастую изображают
примитивными, — просто глупость самих авторов современных фильмов и передач.
— А какие-то собственные воспоминания о тех людях сохранились?
— Вообще-то я с детства был совершенно "из другого санатория" и ничем
подобным не интересовался. Деда, конечно, помню, хотя больше я о нем узнал уже
после его смерти. Меня поразила история, которую Фидель
Кастро рассказал Евгению Максимовичу Примакову, а тот, в свою очередь, мне, о
роли деда в урегулировании Карибского кризиса. Дед был другом Фиделя и другом Кеннеди, а потому роль посредника в
конфликте досталась ему. Впоследствии получилось так, что Микоян оказался после
прихода Брежнева самым авторитетным в международном масштабе советским
политиком. Дед знал, что ему этого не простят, и принял мудрое решение уйти. Но
Брежнев по возможности строил козни его семье даже после его смерти, хотя на
самом деле это обернулось неким благом. Прощание с дедом было организовано не в
каком-то помпезном месте, а в Доме ученых. Его запретили хоронить у Кремлевской
стены, и он, слава Богу, лежит на Новодевичьем, рядом
с родителями и погибшим во время войны сыном. Я узнал об этом только потом, а в
те времена я играл рок-н-ролл и мне были по барабану и
Брежневы, и все их интриги. Для меня было большой неожиданностью, когда я уже в
институте узнал, что появился на свет в Кремле и первые пять лет там жил.
Интересно, что Микоянов того поколения было три
брата, которые родились в деревне Санаин. Один, Анастас, стал политиком, другой,
Артем, конструктором, делавшим "МиГи", а третий, Ервант,
самый старший, играл в домино, травил анекдоты и всю жизнь подсмеивался над
братьями. Может быть, в душе он тоже был хиппи. Дабы подкрепить
сказанное, Стас достает лист с генеалогическим древом своей фамилии. Самая
ранняя дата здесь - 1780 год. Ветвистость исторического растения впечатляет.
— ...А от Анастаса Алексеевича Микояна, то есть Стаса
Намина, какие ветви идут?
— Моей дочке Маше 22 года, она учится в Лос-Анджелесе психологии и
антропологии, сыну Роману 16, он учится в Англии в колледже, а младшему Артему
7 лет, и он пока только маму с папой мучает, а в свободное время плавает,
занимается музыкой, играет в теннис, рисует и учится в школе. Моя жена Галина,
мама двух сыновей, потрясающая женщина, мне с ней очень повезло.
— А с Людмилой Сенчиной у вас детей не было?
— Нет. Она была моей женой, но фактически семейной жизни у нас не получилось.
Это был длившийся 7 лет роман. Любовь - это, наверное, временное помрачение
рассудка, у меня оно тогда затянулось на такой ВОТ срок. А вообще в жизни мне,
кажется, всегда везло с женщинами. Все, с кем меня когда-либо сводила судьба,
были очень хорошие и достойные люди. Мама моей дочери, Аня, сейчас работает
вместе со мной, мы друзья близкие, как брат и сестра. Если при общении с
мужчинами бывали ситуации, когда я разочаровывался, то с женщинами у меня
такого никогда не случалось. Честно говоря, я вообще никогда не испытываю
злобы, хотя могу быть иногда вспыльчив - но эту слабость пытаюсь в себе изжить.
По большому счету, моя жизнь наполнена положительными эмоциями, вокруг меня
хорошие люди, занимаюсь любимыми делами. Врагов, мне кажется, у меня нет, по
крайней мере я уж точно никого врагом не считаю.
Наверное, можно сказать, что я счастливый человек.
— У вас такое обилие знакомств в среде людей
чрезвычайно известных. Как происходили эти знакомства, на какой почве?
— Очень странно, практически случайно. Однажды в конце 80-х сидел я у себя
дома, вдруг раздается телефонный звонок и некто
по-английски представляется Фрэнком Заппой. Ему
кто-то, видно, про меня рассказал. Удивительный, конечно, случай, но факт. Или
первая поездка в США в 1986 году, когда нас наконец-то "выпустили".
Мы приехали с проектом "Дитя мира", с рок-группой, у нас была хорошая
реклама, большая пресс-конференция в "Хард-рок кафе". И вдруг я вижу
сквозь толпу, что у дверей невысокая такая азиаточка
мнется. Я Сережу Воронова толкаю: "Это там не Йоко
Оно случайно?" Он отвечает: "Да вроде Йоко
Оно". Я сразу к ней: какими судьбами, спрашиваю. А она говорит, что пришла
на нас посмотреть... Потом пригласила в гости, я был в той самой квартире в
"Дакоте", где они жили с Джоном Ленноном, на два дня там завис...
Наверное, есть такой круг людей, которые, независимо от рода деятельности и
положения в обществе, легко между собой общаются и говорят на одном языке. Если
такого легкого контакта не получается, то не складываются и отношения.
— До вашего юбилея еще больше года — Намину пятьдесят исполняется 8 ноября
2001-го, зато в этом году 30 лет главному, наверное, детищу Намина-музыканта —
группе "Цветы". Сложновато, наверное, будет
собрать всех действующих лиц этой истории.
— Группа Стаса Намина - эта фактически моя музыкальная лаборатория. Постоянного
состава у нее никогда и не подразумевалось. Здесь в разное время играли и пели
Александр Лосев, Константин Никольский, Игорь Саруханов,
Александр Малинин, Сергей Воронов, Николай Арутюнов, Алексей Козлов, Андрей
Сапунов... И еще много достойных музыкантов. Многие сейчас за границей. Вот,
например, Сергей Дюжиков в Сан-Диего играет, в одной
из лучших кантри-групп и
стал лучшим гитаристом кантри в Калифорнии. Русский - лучший кантри-гитарист!
Это серьезно. Трудно себе представить, что лучшей исполнительницей русских
народных песен в нашей стране стала бы негритянка из Америки. Все же я
постараюсь собрать на юбилейном концерте как можно больше музыкантов из
"Цветов" разных лет.
— Раз вы назвали группу "Цветы", ассоциировали себя с хиппи...
— Мы и были хиппи, насколько это было возможно в то время. Во всяком случае, в
душе уж точно. В Москве у нас была небольшая компания, в которой был самый
уважаемый хиппи по кличке Солнышко. Эти безобидные с экзотической внешностью
молодые люди слонялись по центру Москвы и посещали все полуподпольные
рок-концерты в клубах.
— ...Да. Так, наверное, были серьезные отношения с наркотиками и "огненной
водой"?
— В разумных пределах, хотя марихуану я наркотиком не считаю. Наверное, мой
организм невосприимчив к интоксикациям. Если я, случается, много выпью, то
потом долго смотреть на спиртное не могу. Я никогда не курил, не ем мяса более
20 лет. Да и практически не пью. Правда, вот в институте я придумал новый
способ пить водку. Делать это необходимо было непременно в
пельменной. Тогда на каждом столике стояла бутылочка с уксусом. Наливаешь в
один стакан водки, а в другой - четверть стакана уксуса и выпиваешь сначала
первый, а потом второй - сивушный вкус и запах отбивало начисто. Единственное, после уксуса губы обжигались и становились
белесые. Так что было сразу заметно, кто пил по моему методу. А влияние
культуры хиппи началось еще раньше, в суворовском училище. Мы делали такие
секретные клеши, которые собирались внутрь штанины, а сверху застегивалась
молния. И соответственно, расстегивалась при любой возможности.
— И много было хиппи среди суворовцев?
— Нет, конечно, но рок-музыкой увлекались многие. Я даже там
в 1963-1964-м сделал свою первую группу "Чародеи". Вообще, в смысле
дисциплины я состоял на плохом счету. Главное наказание было -колоть
лед на плацу. Пока пройдешь несколько метров, за тобой лед уже снова нарос -
бесконечная работа. Мне приходилось часто этим заниматься. У меня от мороза
постоянно нижняя губа трескалась, шрам до сих пор остался. В увольнение меня,
естественно, отпускали редко. А тут случился первый серьезный роман с девушкой.
Она была из Ленинграда и специально ко мне приехала. Я очень просился в
увольнение, но мне начальство рекомендовало даже не мечтать. Тогда я говорю:
"Придется в самоволку идти". - "Ну
попробуй". У нас казарма была на четвертом этаже, и на лестницах выставили
солдат для охраны. Я понял, что сбежать не удастся, и решил отомстить. Но- чью подвесил на длинную веревку утюг, открыл в коридоре
все окна и стал, раскачивая это грозное оружие, бить стекла в штабе на первом
этаже. Там в кабинетах за ночь командирам на столы сугробов намело... Утром
роту, естественно, построили на морозе и сказали, что все будут стоять, пока
виновный не сознается, - известный прием. Я сразу же вышел из строя и
признался. Но как я это сделал, они не смогли себе представить и, в
соответствии с презумпцией невиновности, ни меня, ни остальных не наказали.
Наверное, без училища детство у меня было бы более легкое. Может быть, я был бы
по-другому образован. Но отрицательных впечатлений у меня о тех годах не
осталось. Кто-то, наверное, ломался от военного режима, но в основном эта
7-летняя школа закаляла. Кстати, военных из моего выпуска, кажется, вообще нет.
После училища я поступил в иняз, но это действительно было жестокое испытание:
после 7 лет среди одних парней здесь были чуть ли не
одни девчонки! Да плюс еще и рок-н-ролл. Учиться было совершенно некогда, и в конце концов моя репутация была настолько подорвана, что
я перевелся на филфак в МГУ. Иняз тогда был настоящим центром рок-н-ролла,
поскольку руководство относилось к этому довольно лояльно. Там выступали
практически все московские труппы. В МГУ такого рок-н-ролльного
духа не было, кроме знаменитой 8-й столовой, где регулярно проходили рок-концерты и сейшены,
правда, сачкодром в гуманитарном здании был,
наверное, самым прогрессивным и свободным местом в Москве.
— "Цветы", наверное, были единственным неформальным коллективом,
который в те времена добился такой популярности и записывал пластинки...
— Честно говоря, в записях "Цветов" был определенный стилевой
компромисс, так как в живых концертах мы играли гитарную музыку в стиле Джимми Хендрикса, "Лед зеппелин",
"Дип перпл" и т.д., при этом обожали "Битлз", а
советская музыка того времени была для нас одной большой занудной песней про
непонятно что. Так что, если бы не цензура, "Цветы" были бы пожестче. Но им и так досталось даже за их наивные
романтические мелодичные песни. Мы все равно были чужими для той культуры -
можно сказать, "белой вороной", которую все сразу увидели и настолько
же возненавидели власти, насколько полюбил народ. Нас расформировали приказом
Министерства культуры и запретили название как пропаганду хиппи. На 2 года мы
сделали перерыв, а потом начали выступать как бы без названия - просто как
группа Стаса Намина, это и стало нашим названием. За первые 10 лет
существования нас запрещено было показывать по телевидению, крутить по радио и
упоминать в прессе (даже ругать). Мы были разрешены только на фирме
"Мелодия", которая уже нашу первую маленькую пластиночку в 1972 году
продала тиражом 7 миллионов экземпляров, а в конце
концов общий тираж всех дисков по подсчетам составил около 60 миллионов. Нам,
естественно, ничего не платили, а государственная фирма грамзаписи обогащалась.
Так что мы им очень нравились. Хотя на записях случались удивительные казусы. В
нашей песне "Не надо" впервые в СССР в гитарном соло использован
"фуз" (специальный звуковой эффект,
производимый с помощью специального, соединенного с гитарой и усилителем
электронного прибора в виде педали. -Авт.).
Естественно, он был самодельный, я его долго паял, чтобы получился нужный звук.
А на записи нам сказали, что нужно... "убрать искажение с гитары". Я
просто дара речи лишился на какое-то время. И все же, несмотря на то что нас везде запрещали, популярность у нас была намного
больше, чем у официально разрешенных ВИА, которым были созданы все условия для
раскрутки. Более 10 лет подряд по всей стране у "Цветов" были полные
аншлаги во дворцах спорта и на стадионах.
— Рождалась ли когда-нибудь идея, которую вы не могли бы воплотить в жизнь?
— Была одна смешная идея, которую многие восприняли отчего-то очень всерьез и
неожиданно близко к сердцу. Я предложил только что ставшему президентом Ельцину
проект - провезти мумию Ленина по миру. Все было технически рассчитано и
экономически просчитано - прибыль могла бы быть колоссальной. Миллиарды
долларов от этого проекта должны были пойти только пенсионерам, которые хотя бы
после смерти Ильича смогли бы получить реальную компенсацию. В действительности
я, конечно, понимал, что этот проект нереальный, и, естественно, никто на мое
предложение даже не ответил, но и самой идеи мне было достаточно, так как она
позволяла людям по-другому взглянуть на еще
неразоблаченного в то время "гения времен и
народов". Слава богу, многие все-таки поняли, что это была невинная
социально-политическая шутка.
— Насколько мне известно, вас никогда не удостаивали никаких наград.
— Может быть, из-за этого я чувствую себя еще более свободным и никому и ничем
не обязанным.
— Но за баррикады рокерам, помнится, раздавали медали, почему вы и от нее
отказались, ведь вы действительно были в гуще событий?
— Я тогда только что вернулся из-за границы, а тут началось непонятно что. Я даже
всерьез не в состоянии был это воспринять. Мне позвонили домой с Американского
национального радио во время прямого эфира и спрашивали про танки, а я
отшучивался, что у нас просто такси не хватает. Но когда вечером объявили
комендантский час, я сразу отправился к месту действия. Подойдя к танкистам,
которые только что задавили ребят, я долго пытался объяснить солдатам с
автоматами, что любому не понравится, когда к его дому подтягивают танки, но
они ни на какие мои аргументы не реагировали. Тогда меня осенило: "Вы же
по уставу служите?" - "Да". - "То есть по приказу. А кто
вам его отдал?" - "Полковник". - "Значит, старший по званию
может его отменить?" - "Да".
— "Ну все, сейчас я вас спасу!" Пошел к
Белому дому, собрал там каких-то генералов и даже священника, которые пошли со
мной вместе в туннель под Калининским
и в один голос отдали солдатам новый приказ.
— Что для вас сегодня является главным проектом жизни?
— Наверное, сама жизнь, а если вы спрашиваете про творчество, то прежде всего театр и, конечно, музыка и фотографии. Наш
театр - это огромная семья, около 300 человек, и все очень хорошие люди и любят
друг друга. Это не придуманная идеалистическая картинка, я не преувеличиваю,
это действительно так, и видно любому, кто с ним соприкасается. С творческой
точки зрения, наверное, это самый потенциально сильный проект, которым я
когда-либо занимался.
ОН СДЕЛАЛ ЭТО:
1969 год - создал группу "Цветы", она же "Группа Стаса
Намина"; 1979 год - организовал названный журналом Time
"ереванским Вудстоком" поп-
и рок-фестиваль в Ереване; 1986 год - организовал первый советско-американский
проект "Дитя мира"; совершил со своей группой первое для советских
рок-музыкантов кругосветное турне; открыл первую частную студию звукозаписи
"Эс-эн-си"; 1987 год - организовал первый в
стране независимый Музыкальный центр в парке Горького, в котором также открылся
первый в стране частный ресторан; 1988 год - подписал первый в истории контракт
отечественной группы с зарубежной компанией (между "Парком Горького"
и Polygram) 1989 год - первый Международный
рок-фестиваль в Лужниках с участием Бон Джови, "Мотли Крю", "Синдереллы", "Скорпионз",
Оззи Озборнаи др.; 1990 год
- первая частная фирма грамзаписи SNC Records; 1991 год - независимая радиостанция Эс-эн-си; создал Московский симфонический оркестр,
который записал множество дисков в Англии и Японии, и провел совместное турне
по Великобритании с группой "Электрик лайт
оркестра"; 1992 год - организация встречи музыкантов"Скорпионз"и Михаила Горбачева, следствием которой
стала песня "Ветер перемен"; 1993 год - гастроли "Айрон мейден" в Москве; шоу
на Красной площади японского модельера Кансая Ямамото; 1995 год - журнал "Стаc"; 1998, 1999 годы - персональные выставки как
фотохудожника в Манеже и ЦДХ; 2000 год - создание Московского государственного
театра музыки и драмы; выпуск сольного альбома инструментальных импровизаций
"Кама-сутра".
Это лишь малая часть того, на что была потрачена кипучая энергия нашего героя.
Многое осталось за скобками. И все еще не закончено.
Владислав
ТАРАСОВ – («МК» № 250-А (45) 5 ноября 2000)