с
официального сайта Стаса Намина
«Цветы жизни»
Стас Намин: "Если в
начале 70-х пойти на компромисс было единственным выходом, то сейчас
меня уже никакие компромиссы не интересуют"
Группе "Цветы" - той самой, с которой начинался весь отечественный
музыкальный неформат, исполнилось 40 лет. Ее
бессменный лидер Анастас Микоян, широко известный как
Стас Намин, решил, что ветеранам рок-н-ролла пора тряхнуть стариной. В свое
время музыкант и композитор зарекся писать песни. О том, что заставило его
вновь выйти на сцену, о нравах Дома на набережной, снеге для Фиделя Кастро и нелюбви к попсе Стас Намин рассказал в
интервью "Итогам".
- Стас, последние концерты группы в Санкт-Петербурге и Москве - это возвращение
на большую сцену или просто дань уважения 40-летнему юбилею "Цветов"?
- Это скорее повод - формальная точка отсчета для возрождения
"Цветов". Конечно, выйти опять на большую сцену можно было и до этой
даты, и после. Совершенно необязательно к ней цепляться. Дело даже не в самом
юбилее, когда по определению положено достать из футляров инструменты и
вспомнить молодость. Мне кажется, что сегодня настало время, когда красивая
мелодия и стихи опять востребованы, и, может быть, наши старые хиты и новые
песни, как и раньше, дойдут до сердца людей. А помимо этого, мне кажется, уже
отходит время фонограммного исполнения, и всем интересно будет посмотреть и
услышать, как по-настоящему поют и играют живьем. У нас старая школа, и мы это
умеем по-взрослому. Кроме того, во время записи в этом году на студии Abbey Road в Лондоне я вдруг
почувствовал кайф играть на гитаре. Мне даже
захотелось опять выступать с группой. Хотя последние 20 лет рок-н-ролл и вообще
песенки меня совсем не привлекали.
- Поэтому более двух лет назад в одном из интервью вы заявили: "Мне уже
неинтересно писать песни"?
- Я это сказал потому, что так и было. А теперь опять стало интересно. Одна из
моих новых песен, "Свет и Радость", вошла в наш последний альбом
"Назад в СССР", другая, совсем новая -
"Распахни свое окно", впервые исполнена 6 марта на нашем юбилейном
концерте. Мне кажется, что сегодняшние песни "Цветов" отличаются от
ранних примерно так же, как первые песни "Битлз" отличаются от их
последних произведений.
- А что было до "Цветов"?
- В суворовском училище я начал играть на гитаре и в 64-м сделал свою первую
группу "Чародеи", затем мы с братом и друзьями по двору Дома на
набережной сделали группу "Политбюро". Мы репетировали в подвале
этого дома. Прямо под бюстом Ильича и пролетарскими знаменами играли хиты
"роллингов" и Джимми Хендрикса.
В этом же доме репетировала "Машина времени". С Андреем Макаревичем
мы с тех пор и дружим. Странные совпадения: и "Цветы", и
"Машина" начинали не только в одном дворе, а еще и во дворе дома, где
жил цвет высшей партийной элиты СССР. Мы уже вместе с "Машиной"
пережили советскую власть, прошли через все запреты, дождались свободы и
гастролировали по всему миру. В 89-м, после мирового турне "Цветов",
я решил оставить группу, так как сделал новую - "Парк Горького", куда
вошли и музыканты, работавшие в "Цветах". Увлекся разными проектами,
которые стали возможны с новыми свободами. Ну а потом я, наверное, устал от
всего этого и, как тот гинеколог, которого стриптиз по определению не
возбуждает, перестал возбуждаться от концертов, записей да и вообще от этой
тусовки.
- Может быть, все дело в том, что рок-н-ролл мертв, а с ним и эпоха
"советских Beatles", как тогда называли
"Цветы"?
- Это две разные темы. С одной стороны, можно говорить о жанре рок-н-ролла как
о рупоре свободы и о том, что с ним происходит. С другой, если про меня
говорить, то на том витке жизни, который мы стали переживать с начала
перестройки, мне показалось, что в этой стране никому ничего больше не нужно.
Точнее, деньги оказались нужны всем, а вот все остальное обесценилось. В начале 90-х в популярной музыке сложилась вообще
неожиданная для меня ситуация.
- Почему неожиданная?
- Когда в свое время в СССР пропагандировалась фальшивая советская эстрада и
запрещали "Машину", "Аквариум", Шевчука, "Кино" и
даже нас, хотя уж мы-то были невинными по сравнению с ними, все было для меня
понятно. Поскольку существовал режим, который запрещал то, что не сходилось с
его идеологическими сутрами. А вот когда этот режим кончился, стало непонятно,
кто теперь запрещает Шевчука и "Аквариум"? Почему сейчас не видно
Земфиры, "сплинов", ни даже Коли Носкова. А
вместо них на экране опять фальшивая попса.
- Разве сейчас они под запретом?
- Я не знаю. А что, вы видите Шевчука или Земфиру в прайм-тайм
на центральных телеканалах? Вы видите там в изобилии
то, что даже в советское время называли пошлостью.
- Вас на телевидении тоже не видно.
- Я с "Цветами" ушел добровольно и исчез на 20 лет. А вот, к примеру,
Юра Шевчук все эти годы творит нетленку. В моем
понимании он сегодняшний Высоцкий. Вот, не дай бог, с ним что-то случится,
тогда его все будут называть гением и превозносить до небес. Поэта у нас
признают только после смерти. А сейчас его вроде как бы никто всерьез не слышит
и не видит, кроме тех, кто его любит. Как бы и есть он, и нет.
- Что-то я вас не пойму: о каких таких запретах вы
говорите?
- Я не говорю об идеологических запретах. Я думаю, сегодня реальная проблема в
коррупции и безвкусице тех, кто принимает решения и на свое личное усмотрение
насаждает свой музыкальный вкус или, точнее, безвкусицу всей стране. Поэтому и
невозможно увидеть современную, живую интересную музыку. Может, это и не лучший
пример, но мне лично один такой телевизионный чиновник сказал, что
"Цветы" недостойны его эфира. Это еще хуже, чем совок. Там хоть были
идеология и худсоветы.
- По количеству профессий вы вполне можете войти в Книгу рекордов Гиннесса - музыкант, композитор, продюсер, художник и
фотограф, режиссер театра и кино, наконец, основатель отечественного
шоу-бизнеса. У вас самого дух от всего этого не захватывает?
- Даже не знаю, что сказать... Что
касается шоу-бизнеса - я никогда не относился к нему с интересом. Он меня
всегда раздражал. Те мои проекты в начале перестройки - независимые
радиостанция и телекомпания, фирма грамзаписи и даже концертное агентство - я не
назвал бы шоу-бизнесом. Это было скорее самоутверждение новой свободы. То, чего
раньше невозможно было даже представить. Это можно с натяжкой назвать шоу, но
уж точно не бизнесом. Денег там вообще не было, или они играли второстепенную
роль. На всех этих проектах я скорее их тратил, чем
зарабатывал. Раньше мне и во сне не могло присниться, что возможно сделать
собственную радиостанцию без идеологической цензуры, без государственных
учредителей и даже партнеров. Это была моя собственная радиостанция, где я
запретил пускать рекламу. Какие уж тут шоу-бизнес и
коммерция. Но нас вместе с "Эхом Москвы" закрыли во время путча 1991
года. Пришли автоматчики и вырубили эфир. То, что закрыли политическое
"Эхо", это было понятно, но нас-то чего? А потому что мы были независимыми.
Мы не говорили о политике, но могли начать в любую минуту. И, главное, нас
нельзя было контролировать и нельзя было нам
диктовать.
- Вернемся к шоу-бизнесу. Вас деньги совсем не интересуют?
- Почему вы сделали такой вывод? Они меня не интересовали в тех проектах, а не
вообще. Я в жизни разделил то, что касается моих увлечений, где есть мои
творческие интересы и куда я трачу деньги, от того, где зарабатываю. У меня не
получается смешивать заработок и удовольствие. Мне комфортен такой бизнес, где
не нужно искать компромисс со вкусом, идеологией и творчеством. Он должен быть
построен на логике и здравом смысле, интуиции и математике.
- Где же, например?
- Я это называю "таскать мешки в порту". Потому что для меня эта
работа не приносит большого удовольствия. Это обычная коммерция. Я занимаюсь
разными проектами, но они не связаны с искусством.
- Недавно в информационных лентах прошло сообщение о том, что продается знаменитая Abbey Road, где записывались "битлы", "роллинги" и другие легенды рока...
- А теперь уже и "Машина", и "Цветы".
- Какие были ощущения? Это действительно культовое место?
- Наверное, да. Настоящего волшебства, возможно, и не было. Впрочем, как
сказать. У нас там произошел один странный эпизод. Прямо у входа в студию у
Олега Предтеченского, солиста "Цветов", от волнения чуть не пропал
голос. И в тот момент, когда он мог разговаривать почти шепотом, неожиданно
влетела какая-то птичка. Желтенькая такая. Села в метре от Олега на спинку
стула...
- И запела голосом Леннона?
- Типа того. Птичка и наш вокалист посмотрели друг на друга, потом та залилась
трелью и улетела. А Предтеченский зашел в студию и спел с одного дубля весь
диск, да так, что аплодировал весь персонал. Не знаю, как это назвать -
волшебством или обычным совпадением. Но для нас это было настоящим чудом. Ибо
обычно процесс записи вокала занимает несколько дней. В свое время, когда мы
записывали "Звездочку мою ясную", пришлось сделать более пятидесяти
дублей! А тут вдруг такое... Правда, Олег Предтеченский объективно суперпрофессионал и, может быть, без птички спел бы так же.
- С кем из зарубежных исполнителей вы дружны?
- Мы были большими друзьями с Фрэнком Заппой, теперь
уже, к сожалению, покойным. Из ныне живущих звезд, наверное, можно назвать
Роберта Де Ниро, Леонардо Ди Каприо... Правда, они не
музыканты. А в музыке - Питер Гэбриел, Чик Кореа, кстати, дружу и с Милен Фармер. Ну, конечно, и старые друзья - "Скорпионс", Бон Джови и
другие. Вообще реально общаться получается очень и очень редко, потому что у
всех своя жизнь и свой график. Просто относимся друг к другу с уважением и хотя и не видимся, но чувствуем тепло. - А с кем из
зарубежных политических звезд водите дружбу?
- Дружбой это назвать трудно, так как у нас абсолютно разные и жизни, и
поколения. Но мы часто встречаемся с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. А в свое
время была очень смешная ситуация с Фиделем Кастро.
Однажды в моем дет-стве он
приехал в гости к деду, в дом на Воробьевы горы. Тогда Фидель
в первый раз был в Москве с братом Раулем и его женой. В разговоре с дедом Фидель между прочим сказал, что
никогда в жизни не видел настоящего снега. Дед ответил, что уже весна и он только недавно растаял. А я, решив преподнести
сюрприз, побежал в овраг, где еще сохранился снег, набрал целый поднос и
преподнес Фиделю.
Спустя 30 лет, когда группу "Цветы" уже стали выпускать за границу,
но коммунизм по-прежнему свирепствовал, мы поехали на Кубу. Выступали в самом
престижном зале Гаванны, и во время концерта вдруг
слышу, что почти весь партер говорит по-русски. Мы вроде на Кубе, а зал весь
русский! Я прерываю концерт и спрашиваю: "Кубинцы-то в зале есть?"
Вся галерка утвердительно кричит по-испански. "А что вы там, на галерке,
сидите, ведь концерт мы даем именно вам?" "А нас в партер не пустили",
- отвечают кубинцы. "Тогда мы прекращаем выступление, пока вас не
пустят", - говорю я и ухожу с группой за кулисы.
- Международный скандал?
- Да не то слово. К нам за -кулисы прибежали какие-то
люди в штатском, которые быстро разъяснили, что это последний наш концерт, как
и выезд за границу. Но мы твердо стояли на своем. В конце концов
кубинцев пропустили в партер, и мы продолжили концерт, а они отрывались у
сцены. Наутро меня вызвали к советскому послу. Больше получаса ожидал в его
приемной приговора. Вдруг распахивается дверь, выбегает посол и заключает меня
в объятия. При этом приговаривает: "Вы являетесь гордостью нашей
культуры!" Я стою и ничего не понимаю - еще более получаса назад я чуть
было не стал врагом народа, а тут неожиданно превратился в
"гордость". Все объяснила передовица в газете "Гранма", где красовалась моя
фотография на сцене и было сказано, что советские артисты покорили
сердца кубинцев. Я уверен, что тогда Фидель, узнав
всю эту историю, просто нас спас.
- Стас, ваше настоящее имя Анастас Микоян, как и
вашего деда. Его брат - прославленный советский конструктор самолетов МиГ, а
ваш отец - участник войны и заслуженный летчик СССР. Почему стали Наминым?
- В молодости у моих родителей со мной были проблемы. Постоянно попадал в
какие-то истории, меня выгоняли из институтов за преверженность
рок-н-роллу и тому подобное. Мама всегда бегала за мной, спасая и помогая во
всем. Ей я обязан многим. Поэтому и назвался ее именем: ее зовут Нами. Так что
я маменькин сынок - и в хорошем смысле, и в плохом тоже.
Александр ЧУДОДЕЕВ - («Итоги»
№10 (717) 8 марта 2010)