«ЭС-ЭН-СИ КРУЧЕ,
ЧЕМ БИ-БИ-СИ! НА
РУСИ»
В последние год-полтора любители лёгкой музыки в обеих
столицах стали жить припеваючи – эфир заполнили разнообразные независимые
музыкальные радиостанции. Музыка на любой вкус звучит круглосуточно. Основная
проблема сейчас – проблема выбора.
Я прошла период исканий, и теперь мой радиоприёмник почти
всегда настроен на волну независимой музыкальной радиостанции ЭС-ЭН-СИ (STAS
NAMIN CENTRE),
которая вещает на Москву, Санкт-Петербург и их окрестности 22 часа в сутки.
Недавно радиостанция отметила год деятельности в эфире – срок, достаточный,
чтобы определить своё творческое лицо (очень мне симпатичное).
…У входа в фантасмагорического вида здание вас встречает
серебристый Ильич. Маленький его бюстик украшает стол ведущих. В комнатке,
которую занимает ЭС-ЭН-СИ, царит творческая суета и неразбериха – приходят
музыканты, приглашенные на передачу или просто заглянувшие на огонёк, сменяют
друг друга ведущие, умудряющиеся в процессе ведения передачи ставить нужную
музыку, что-то рассказывать в эфир, общаться между собой и отвечать на телефонные звонки
радиослушателей. Кстати, эта радиостанция – одна из немногих, постоянно
работающих в прямом эфире.
Главное на ЭС-ЭН-СИ – конечно, музыка. Рок прежних времён
заставляет сладко замирать у радиоприёмников «старичков» и в то же время
привлекает «новое поколение». Не обойдено вниманием и творчество отечественных
музыкантов, что стало, к сожалению, редкостью на нашем радио и телевидении.
Каким же образом отбирается то, что идёт в эфир? С этим вопросом я обратилась к
Андрею Евдокимову, главному редактору радиостанции, и Сергею Галямину, его заместителю.
А.Е. Мы стараемся,
чтобы наши программы были достаточно разнообразны. Иногда крутишь «неблизкое»,
но никогда – то, что совсем не нравится. Построить музыкальную политику
радиостанции практически невозможно, и должность главного редактора очень
условна. Есть какие-то изначальные точки отсчёта, но, что получится из благих
намерений, - никогда нельзя сказать точно. Ведь, наверное, создатели «Европы
плюс» тоже думали, что у них получится нечто шикарное, западного образца, а
получилось совсем «совецькое» по типу «сделайте мне
красиво». Наша радиостанция складывается из отдельных личностей. Каждый делает
то, что может. А в результате, думаю, никто не скажет, что у ЭС-ЭН-СИ нет
своего лица.
Ю.Г. Вы хотите
охватить в своих передачах весь спектр современной музыки?
А.Е. Да, да, да…
С.Г. Нет, нет, нет… Если
Андрей будучи человеком добрым и мягким, страдает оттого, что был выдвинут нами
в редакторы, то я пробирался к нему в заместители именно с одной простой целью
– кое-что снять из эфира. Я стараюсь, чтобы у нас никогда не звучали группы
типа СЕКТОР ГАЗА и им подобные.
А.Е. А мне хочется,
чтобы в вечернем эфире, когда работает западный сектор, было представлено все.
Начинаем программу, посвящённую исключительно техно-року.
Почему, интересно, у нас элитарная музыка представлена, а популистская – нет?
Будет звучать всё. Ну, разумеется, кроме творчества Шуфутинского
(кое-какие ограничения есть и у меня – там, где творчество берётся в кавычки,
ЭС-ЭН-СИ делать нечего).
Все ведущие ЭС-ЭН-СИ узнаваемы, имеют свой имидж в эфире,
музыкальные пристрастия. Кто они и откуда?
«Старики» Андрей Евдокимов и Эркин Тузмухамедов в прошлом сотрудничали с Гостелерадио. Многие
же набирались опыта на ЭС-ЭН-СИ, как, например, автор целой серии прикольных
передач неистощимый шутник и мистификатор Антон Курепов.
Из 11 ведущих никто не имеет музыкального или журналистского образования, но
попадаются «театралы». В общем, «ведущие падают из
ниоткуда», как заявил обаятельный Сергей Галямин – глава «Русской службы ЭС-ЭН-СИ», в прошлом –
компьютерщик. Но все ведущие отличаются поразительным трудолюбием – редкая
музыка и интересная информация чаще всего является плодом их собственных
изысканий.
В передачах всегда
присутствует большая доля импровизации, которая является необходимой частью
профессионализма. «По-другому неинтересно, - считает Сергей Галямин.
– Я часто испытываю неудовольствие от собственных ляпов, хотя со временем
работать стало легче. Техника все-таки имеет тенденцию отказывать. И если
поначалу у тебя вдруг – ап! – и тишина, - это могло
ввергнуть в такую депрессию, что некоторое время просто гоняешь музыку, пока не
отдышишься».
От личности ведущего во многом зависит стиль разговора.
А.Е. У нас Туз (Эркин Тузмухамедов) ведёт
разговоры бытовые, Сергей Николаевич (Галямин) –
общественно-политические, а я вообще ни с кем не желаю общаться. Так что у нас
втроём получается комплексный подход.
Добавлю, что Эркин Тузмухамедов, поразивший меня своей способностью делать
одновременно массу дел – разбирать принесённые с собой материалы, рассказывать
последние новости своим коллегам, давать интервью мне и вести, ко всему
прочему, свою передачу, - большой знаток «Битлз», автор серии передач об этой
группе, приверженец старого доброго западного рок-н-ролла.
Хотя все ведущие любят пошутить, есть специалисты
непосредственно в области стёба. Это Кирилл Немоляев
с его передачей «Отзовитесь, гарниры!», создающий неподражаемо абсурдную
атмосферу научно-популярного бреда; Антон Курепов с
рубрикой «Альбомчик», строящейся на приколах музыкального характера. И,
конечно, - КВАЧИ. Именно их чаще всего вспоминают любовно другие ведущие в
своих передачах, им многое позволяется, а многое и прощается в эфире. По стенам
редакции развешаны в большом количестве рисунки, присланные любящими
радиослушателями, есть даже коробка с надписью «Подарки для КВАЧЕЙ»,
…По дороге домой я думала о том, что мне так и не удалось
увидеть ту гениальную голову, которая создаёт имидж ЭС-ЭН-СИ. Свободный импровизационных дух радиостанции не культивируется
кем-то специально, а естественным образом присутствует среди этих интересных
людей, знающих и любящих музыку. Размышляла я и о четырёх качествах,
необходимых, по мнению Эркина Тузмухамедова,
радиоведущему: дружелюбный голос, способность
непринуждённо разговаривать у микрофона, знание рок-музыки и владение
английским. Попробуйте прикинуть на себя – может, Вы являетесь редким
обладателем вышеперечисленных достоинств?
Юлия
ФИЛИППОВА.