Что
отличает писателя от литератора? Как ни странно, то же, что и объединяет, -
союз с творчеством. Точнее, творческий союз. Потому что, если его поставить
вперёд этих, казалось бы, родственных понятий, то произойдёт разительная
метаморфоза. О её причинах рассказывает поэт и переводчик Дмитрий Цесельчук, первый заместитель председателя Союза
литераторов Российской Федерации, председатель Московского объединения
литераторов этого нового творческого союза, недавно ставшего альтернативой
Союзу советских писателей.
Член
союза писателей СССР – значится на обложке писательской корочки у всех
вступивших в писательские союзы, удостоверение, как и полагается, красного
цвета, цвета знамени, в независимости от того, в демократическую или «бондаревскую» часть писательского союза вступает автор.
Наш
Союз, созданный без какого-либо участия властей, силами самих авторов
литературы, а дальше я цитирую Устав, «…происходит от Петербургского союза
поэтов, образованного Блоком и Гумилёвым, и созданных в двадцатые годы
профессиональных комитетов писателей, членами которых были такие литераторы,
как Мандельштам, Пастернак».
Вспоминается
такой эпизод. Лондон, 1 августа 1991 года. Конференция, посвящённая 100-летию
со дня рождения О.Мандельштама, ещё не открыта. Александр Кушнер, одни из
гостей, в кулуарах предлагает Иосифу Бродскому вступить в Союз независимых
писателей. – А кто туда входит, - спрашивает Иосиф. – Шестьдесят очень
приличных членов Союза писателей. – Саша, не обижайся, но это невозможное
словосочетание: приличный член союза писателей, я буду поддерживать Союз
литераторов, где состоят друзья моей молодости Женя Рейн, Толя Найман…
Действительно,
союз, созданный специально для возвратившегося из фашистской Италии Горького, в
обиходе именуемый минписом, был создан на костях
последних независимых литературных объединений по специальному постановлению в
1932 году, аккумулировал в себе «страховки» всех работавших по авторским
договорам литераторов, но средства эти распределял только среди своих членов.
Бродский, конечно, знал об этом и считал для себя невозможным претендовать на
чужой оплаченный труд. Сохраняя прежний имперский механизм распределения благ,
Союз писателей и по сей день не может выйти из порочного круга. Участники
вышеупомянутой лондонской конференции, после отказа СП предоставить им за свои
же деньги билеты, вступили в наш союз и, уже в качестве членов СП РФ, провели
совместно с Иосифом Бродским эту конференцию. В знак благодарности к нашему
союзу многие, приехавшие со всех концов мира литераторы, вступили в союз,
образовав, таким образом, русскоязычную зарубежную диаспору Союза литераторов
России.
В
настоящее время в неё входят литераторы Израиля, США, Канады, Германии,
Франции, Англии, Швеции, Италии, Чехии, Польши, Индии… Помимо
русских литераторов, к нам в союз вступают и литераторы, пишущие на своих
родных языках. Среди них лорд Дэвлин Гил, Ричард Маккейн (Англия) и
другие.
Среди более чем двадцати секций Московского объединения
литераторов, помимо обычных – проза, публицистика, поэзия, есть новые для иных
творческих союзов жанры – авторская песня, авторский рок, «Институт сновидений
и виртуальных реальностей», «Поэтика и ментальность», В организации последней
большую помощь оказал нам поэт из Германии Борис Шапиро, с которым я и Владимир
Герцик, председатель этой секции, когда-то учились на
физфаке МГУ. Наши эмигранты не забывают о нас, а мы о
них. Создаются театры авторской песни, такие, как
«Перекрёсток» Виктора Луферова, новые телепередачи, такие, как «Гнездо глухаря»
с ведущим Михаилом Кочетковым, на
радиостанции «Ракурс» Олег Чилап, Нина Давыдова, Лара
Садовская, Владимир Капгер регулярно выходят в эфир
(на волне 792 кгц), представляя членов нашего
творческого союза, знакомя с их творчеством.
Войдя
в «Общероссийское движение общественной поддержки президента», наши авторы
своим творчеством, выступлениями в ходе поездок по России способствовали
сохранению демократического климата в нашей стране, что отмечено грамотами
Президента с выражением благодарности за поддержку демократии.
Планов
и идей у нас много. Это и издание поэтической антологии сто
одного поэта от Бродского до только что ставшего известным новичка, и
совместные с народным Домом, а точнее, народными домами России мероприятия по
культурному обустройству России и многое другое, но главное для нас состоит в
том, чтобы изменить нравственный климат литературной жизни в стране.
Надеюсь, совместными усилиями нам удастся сделать это.
Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК («Королевский Журнал» #2 декабрь 1996)