Куда движется отечественный
рок-н-ролл?.. Или куда катится?.. А вообще-то движется? (В смысле развивается?)
Вопросы, которые нарываются стать вечными. Отвечая на них, хочется рефлекторно
рвануть на себе рубаху и выступить на защиту отечественного рока. Хотя, глядя
со стороны, наш рок сам кого хочешь защитит: и китов от вымирания, и природу от
экологии. Но это глядя со стороны. Оттуда же глядя, можно брякнуть, что, выйдя
из подполья, отечественный рок утратил свою боевитую привлекательность. Вранье.
Вранье не то, что утратил, а то, что вышел. Я, понятное дело, не имею в виду
отдельные умопомрачительные исключения, такие как «Аквариум», «ДДТ», «ЧайФ»,
«Нау» (хотя последний, похоже, уже исключение из рок-н-ролла) и т.д. Это
явления такого масштаба, с которыми не считаться нельзя, тем более ставить в
ряд с остальными. То есть сначала они, потом долго нет никого, а уж потом все скопом.
Так вот, на мой взгляд, самая большая беда в том, что «долго нет никого». Хотя
совершенно ясны причины. Не хочется напоминать, как боролись с отечественным
роком путём идеологических запретов, ибо это ещё не забыто, а противостояние
носило достаточно яркий характер. Новый враг у нашего рока пострашнее будет.
Это новые якобы экономические отношения. И тут же проявилось с особенной
яркостью то, что являет собой радикальное отличие отечественного рока от
остального (читай, мирового). Грубо говоря, наш рок-н-ролл родился и возмужал
как особая форма идеологического оружия. Пусть самозащиты, но оружия. Теперь
настало время рок-н-ролльной конверсии… Почти никто не врубился. Когда это наш
рок был собственно музыкой? Чем угодно, только не музыкой. С таким же успехом
его можно считать транспортом, ибо самое главное было продвинуть свою «телегу».
Наверное, это даже железнодорожный транспорт, так как колея проложена и по ней
катят, вяло погромыхивая на стыках… Родимые, чуть выше голову! Видите – рельсы
кончаются. Но только не надо думать, что я намекаю на то, что рок-н-ролл в
цивилизованном мире всегда был музыкой для танцев.
Во-первых,
не всегда, во-вторых не намекаю. Просто «тележу». По обыкновению. Находясь на
передовой сражения за отечественный рок с 1991 года, не могу смириться с тем,
что одно из самых, на мой взгляд, интересных и, не побоюсь этого слова,
перспективных явлений отечественной культуры засунуто в… андеграунд.
Упоминавшиеся уже мэтры – они там, парят, из уже скоро не будет видно. Хотя и у
них трудности не дай бог, правда – другого порядка. Они, похоже, уже не
принадлежат себе… Ну, а тут что? В этой самой… В андеграунде. Никаких
шевелений? Помилуйте! Когда Вы последний раз обращали туда свой просвещённый
взор? Ах, он у Вас экономически просвещённый? А явление не коммерческое.
Прибыли не будет… А Вы туда что-нибудь вкладывали? Ну хоть
стольник?............. А к кому это я, собственно, обращаюсь? На кого наезжаю?
Н-да. Мне что, одному за державу обидно? Слава богу, не одному. Появились
рок-н-ролльные клубы, приличные концертные площадки, и за всем этим стоят
замечательные люди, наполненные не только пафосом, но и умением. И ни при чём
тут Павка Корчагин с его узкоколейкой. Возьмём навскидку – клуб «Не бей
копытом». Кто там выступает? «Тайм-аут» выступает. «Акклюзия», «Сердца»,
«Пандора», «Регги ковчег», «Манго-манго», да мало ли. А кстати, перечисленные
названия говорят о чём-либо? Нам здесь, в андеграунде – о многом. И не надо
очередной раз расставлять по ранжиру – второй эшелон, третья волна, пятая колонна…
Лабуда это все. Они просто другие. И никакого нытья, никакой негритянщины. И
запели-заиграли они по причинам зело отличным от побудительных мотивов взяться
за инструмент у той же «Машины времени». А что ещё приятно – то, что музыки в
роке нашем становится больше, играть начали лучше и, слава богу, перестали
искать своеобычный путь развития русского рока. Просто он нашёлся сам.
А то, что, к примеру «ЧайФ»,
иногда выступает на попсовых площадках – хорошо. Надо периодически напоминать,
кто в доме хозяин. Но это уже совсем другая история.
«СЛУШАЯ
РАДИО. ХИТ-ПАРАД РАДИОСТАНЦИИ «РАКУРС» ОСЕНЬ 1994»
Хит-парад
состаляется службой информации радиостанции «РаКурс» ежемесячно путем обобщения
заявок радиослушателей.
1. ТАЙМ-АУТ.
Это
вполне естественно: двое членов этого ансамбля ведут на «РаКурсе» суперпопулярную
программу «Здрастенафиг», их поклонники заваливают радиостанцию звонками с
просьбами поставить «Ёхан Палыча» или «Желтые Качели».
2.
АЛИСА.
Без
комментариев. Перечислим только наиболее часто звучащие песни: «Мы вместе»,
«Стерх», «Театр»
3.
КИНО.
Тем
более без комментариев. В связи с изданием «Морозом практически всего Цоя на CD заказывают практически все.
4.
АКВАРИУМ.
Как
правило просят поставить ранние вещи. Особым спросом пользовались вещи с только
что изданных концертов «А» в Театре на Таганке (1982-86)
5.
ЧАЙФ.
Просят
«Никто не услышит», совместную с Настей Полевой «Всему свое время» и, конечно
же главные хиты сверхнового CD «Оранжевое настроение» и «Вольный
Ветер». Очень часто просят повторить живой акустический концерт, который «ЧАЙФ»
отыграл на «РаКурсе» летом. Но просьбы эти не выполняются, как вы сами
понимаете.
6.
ЗООПАРК.
Майка
любят, знают и ценят, поэтому песни просят самые разные.
7.
КАЛИНОВ МОСТ.
Не
так давно вышел новый компакт, а просят главным образом вещи со старых альбомов
– «Без Страха», «По-прежнему…»
8.
МАШИНА ВРЕМЕНИ.
Заказывают
исключительно старые вещи – «Поворот», «Ты или я», «Флаг над замком»…
Заказывают, судя по голосам, главным образом подвыпившие дядьки старше
тридцати.
9.
БРАВО
В
основном аудитория просит старые вещи в исполнении Агузаровой. Исключение –
«Король Оранжевое Лето».
10. АУКЦИОН.
Превалируют
просьбы поставить «Дорогу» с последнего
альбома «Птица» и «Слона» с «Бодуна».
11.
НОГУ СВЕЛО
За
редким исключением просят «Хаару Мамбуру».
12.
ВОСКРЕСЕНИЕ.
Ситуация
аналогична «Машине» - просят старое-золотое. Чаще всего – «Ночную Птицу»
(мужчины в печали) и «Музыканта» (девушки в грустях).
13.
ДДТ.
Заказывают
на удивление редко и почти всегда «Дождь».
14.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.
Еще
одна группа, участник которой работает на «РаКурсе» ведущим. Впрочем поставить
песни этой изысканной команды просят, как правило, у других ведущих.
15.
СЕКРЕТНЫЙ УЖИН.
Со
спокойной совестью, за исключением слава «изысканной», можно повторить
предыдущий абзац.
(cканы из архивов С.Н.Галямина)