На главную

"Видеообзор с Натальей Барабаш" 1995

 (Exotica,  Seven)

 

                                     


Здравствуйте, почтеннейшая публика!

Наталья Барабаш вновь с вами, чтобы рассказать о двух, на этот раз странных картинах. Что делать, не все же комедии и триллеры, бывает еще и нечто непонятное. Об этом непонятном, снятом на пленку, у нас и пойдет сегодня речь.

Первое непонятное творение называется «Экзотика», режиссер Атом Эгоян. Жанр этого кино определяется примерно так: психологическая криминальная эротическая драма. Ничего себе названьице, не правда ли? Рассказать о том, что это за кино, ужасно трудно.

Главное, это то, что кино это очень тяжело воспринимать однозначно. Оно похоже на кошмарный сон, который то прерывается, то начинается опять.

Один достаточно пожилой человек никак не может смириться со смертью собственной дочери и приходит в некий стриптиз-бар, где одна из танцовщиц напоминает ему дочь. Когда он смотрит на нее, жизнь опять играет для него яркими красками.

Герои фильма как будто живут во сне и сами являются какими-то абстрактными фигурами из снов.

Каждый новый эпизод не похож на предыдущий, зато каждый кадр в фильме пронизан новым настроением, и именно это меняющееся настроение в фильме завораживает и притягивает.

Кроме напряженной атмосферы фильма, своеобразной игры на нервах зрителей, которая всегда привлекает, в фильме звучит великолепная музыка – от индийских мотивов до Леонарда Коэна. А это, согласитесь, кое-что значит.

В общем, если вам нравятся фильмы очень своеобразные, которые рассчитаны не на разум, а на чувства, то, вероятно, «Экзотика» -  это то, что вам нужно. По крайней мере, критикам на Каннском фестивале этот фильм запал в душу, и «Экзотика» получила премию международного жюри критиков. Эстеты есть эстеты. Почему бы и нам не довериться их чутью и художественному вкусу?

 

***

Далее у нас на очереди другое произведение. Оно называется крайне загадочно (поначалу, конечно) – «Семь». Снял эту картину режиссер по имени Дэвид Финчер.

Это детективная история, но не в духе Конан Дойля, а в духе сегодняшнего времени. Когда не просто расследуют преступление, а еще время от времени по ходу дела рассуждают о смысле жизни.

 И делает это не кто иной, как два детектива, которых играют Бред Питт и Морган Фримэн.

Похоже, у них в Америке правосудие в глубоком кризисе, потому что, вместо того, чтобы обезвреживать преступников, правоохранительные органы прилюдно демонстрируют свое знание произведений Мильтона и Данте, а заодно рассуждают  и о смысле человеческого существования.

Впрочем, чего ж тут удивляться, где бы ни появился Бред Питт, там везде экзистенциальная философия. Судьба, видно, у  него такая.

Цифра «7» играет в этом фильме очень важную роль: ну, сами знаете, что есть 7 смертных грехов, 7 добродетелей и даже 7 кругов ада у Данте.

В данном произведении детективы должны раскрыть 7 убийств, достаточно странных по характеру.

И тут уже становится ясно, что фильм «Семь» это вам не «Следствие ведут знатоки». Это там все просто: обнаружил следы преступления -  раскрыл его -  все довольны и счастливы.

А тут тебе говорят, что жизнь – она штука сложная и разобраться в ней очень нелегко.

Герой Питта на каждом шагу выдает тебе сентенции типа: «Люди хотят читать газеты, жрать гамбургеры и смотреть телевизор, поэтому апатия – это спасение от всех бед».

 И это говорит служитель закона! Меж тем как убийца убежден, что наставляет людей на путь истинный. Он считает преступным прощать людям их грехи и, следовательно, берет на себя роль Господа Бога. И становится героем дня.

Пойди после этого разберись, что в мире творится? Где преступник, где жертва?

Ну, ладно, у нас в жизни все с ног на голову, а у них-то, добропорядочных американцев, почему крыша поехала?

Волей-неволей подумаешь, кто у кого «сдирает» образ жизни и нормы поведения: мы у них или они у нас? Впрочем, предлагаю вам самим поразмыслить над этой серьезной проблемой. После просмотра фильма «Семь», разумеется.

А я тем временем хочу сказать вам всего-навсего до свидания. Наталья Барабаш была рада пообщаться с вами, почтеннейшая публика, и поделиться своими противоречивыми эмоциями, которые возникли у меня после фильмов «Экзотика» режиссера Атома Эгояна и «Семь» Дэвида Финчера. До встречи!

 


© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ), 1995.