На главную

«Видеообзор с Натальей Барабаш» 1995

(IQ,  Quiz Show)

 

                                


Здравствуйте, почтеннейшая публика!

Наталья Барабаш снова приглашает вас в мир кино, чтобы поразмышлять об очередных, как мне кажется,  хороших фильмах.

Чтобы там ни говорили, а комедия будет жить вечно. Иначе бы их не снимали в таком количестве. Все меняется – темы, актеры, прически, костюмы, а комедия остается.

Что делать, так уж получается, но первый фильм, о котором я скажу несколько теплых слов, это опять же комедия.

Последнее время создается такое ощущение, что американские режиссеры совсем помешались на уровне интеллекта своих же соотечественников. И решили, чуть ли не в каждом третьем фильме поднимать эту животрепещущую тему.

Мало им «Форреста Гампа», теперь у нас есть еще один фильм под названием IQ – эти две буквы и означают тот самый несчастный коэффициент интеллекта. Режисссером сей странной, но доброй картины стал Клод Шепизи΄, а  играют в ней Тим Роббинс (его снимал Роберт Олтмен в «Игроке» и «Прет-а-порте») и Мэг Райан.

В сюжете перемешано все, что можно.

Мысленно перенеситесь в конец 40х - начало 50-х годов, когда президентом был Дуайт Эйзенхауэр.

Дальше. Простой автомеханик случайно встречает женщину, которая оказалась ученым, если не ошибаюсь, физиком, она очень умная и независимая. Но это еще не все. Она к тому же племянница Альберта Эйнштейна, странного старичка, который (по замыслу режиссера) и сам толком не знает, что такое теория гравитации и теория относительности.

Зато он очень хочет, чтобы его племянница оторвалась от своих дурацких формул и влюбилась в какого-нибудь хорошего парня. А тут как раз такой и подвернулся в лице Тима Роббинса.

А дальше из него фабрикуют гения, изобретателя протонного двигателя, которого еще нет у русских. Научный мир в восторге, все довольны и счастливы. Ну а героиня Мэг Райан дядюшкиными молитвами влюбляется в простого парня  - героя Тима Роббинса. Чего еще надо?

Ну, понятно, до Форреста Гампа» IQ, конечно, не дотягивает. Но через полчаса после начала фильма я начала думать, а что же все-таки здесь такого, что притягивает?

И поняла. Уж очень эта картина напоминает такой замечательный старый фильм «Весна» с Любовью Орловой в главной роли. А что – сюжет один и тот же – женщина-ученый, которая в конце концов доказывает все, что она прежде всего, женщина, а потом все остальное. Время примерно одно и тоже – 40-50-е. Даже звездное время и телескопы в обеих картинах есть.

Не знаю, смотрел ли режиссер IQ «Весну» или нет, но почему-то ему удалось даже восстановить атмосферу – в обеих картинах она особенная, грустно-ностальгическая. Странно все это, особенно ассоциации. Попробуйте, посмотрите, может, у вас возникнет другое ощущение.

Главное, не ищите какого-то особого смысла, просто окунитесь в эту атмосферу и плывите по течению американской версии фильма «Весна».

 

* * *

 

Теперь переносимся на 10 лет вперед, где все гораздо сложнее. Я говорю о фильме «Телевикторина», режиссером которого стал небезызвестный актер Роберт Редфорд.

Не знаю, почему уж так случилось, но Редфорд поднимает очень серьезную и щекотливую тему коррупции на телевидении, в частности в сфере интеллектуальных игр вроде нашей «Что? Где? Когда?».

То есть Редфорд  забирается за кулисы всего этого безобразия и оказывается, что умные дяденьки, отвечающие без особого напряжения на заковыристые  вопросы ведущего совсем не такие умные, как кажется тем, кто смотрит на них каждый вечер по другую сторону экрана.

У этих суперинтеллектуалов на самом деле весьма средние способности. Впрочем, у них всегда при себе бумажка с ответами на все вопросы. Ответил – и деньги твои.

Здесь всегда есть один самый  непобедимый, который постоянно выигрывает.

Но машина не должна давать сбоев в работе, и непобедимого надо время от времени менять. Желающие всегда найдутся. На этот раз он действительно интеллектуал, аристократ и к тому же профессор, преподающий английскую литературу в университете (его играет Ральф Файнс). Ему нужны деньги, и он рассчитывает на свой интеллект (но ведь он не знал, что в таких делах интеллект игрока дело десятое). Новый кумир – и колеса опять крутятся без скрипа. До поры до времени.

Данной игрой начинает интересоваться одна из комиссий конгресса по делам коррупции.

И бравый следователь, которого играет Джон Туртурро («Список Шиндлера»), хоть и узнает, что все подстроено, и игроки в течение долгих лет подкупались, но его расследование, в последствии и суд ничего не меняют.

Ведь все хотят стать знаменитыми, и каждый добивается этого как может. Кто-то посредством таких вот игр. Если бы вам предложили много денег, вы бы согласились стать популярным? А эти люди согласились. Ведь у каждого своя правда.

Редфорд представил на суд зрителя очень острую картину. Самое интересное в ней то, что она напрочь лишена оптимизма, а улыбки героев – всего лишь прикрытие.

Странно, но правда здесь не торжествует, да и зло тоже.

Краски все время сгущаются, и кажется что «скоро грянет буря», но этого не происходит. В фильме все как-то слишком стильно и слишком мрачно.

Каждый играет свою роль, но без особого энтузиазма. Никто не выиграл, и никто не проиграл. Наверно, это и есть сама жизнь.

Понять картину сразу просто невозможно, это довольно сложно интеллектуальное кино. Но та тема, которая здесь поднимается, как-то слишком актуальна. Об этом, наверное, стоит подумать.

Это были мысли вслух  Натальи Барабаш на тему фильмов «IQ» Клода Шепизи  и «Телевикторина» Роберта Редфорда.


© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ), 1995.