«Видеообзор с
Натальей Барабаш» 1995
(IQ, Quiz Show)
Здравствуйте, почтеннейшая публика!
Наталья Барабаш снова приглашает вас в мир кино,
чтобы поразмышлять об очередных, как мне кажется, хороших фильмах.
Чтобы там ни говорили, а комедия будет жить вечно.
Иначе бы их не снимали в таком количестве. Все меняется – темы, актеры,
прически, костюмы, а комедия остается.
Что делать, так уж получается, но первый фильм, о
котором я скажу несколько теплых слов, это опять же комедия.
Последнее время создается такое ощущение, что
американские режиссеры совсем помешались на уровне интеллекта своих же
соотечественников. И решили, чуть ли не в каждом третьем фильме поднимать эту
животрепещущую тему.
Мало им «Форреста Гампа», теперь у нас есть еще один фильм под названием IQ – эти две буквы и означают тот самый несчастный коэффициент
интеллекта. Режисссером сей странной, но доброй
картины стал Клод Шепизи΄, а играют в ней Тим Роббинс
(его снимал Роберт Олтмен в «Игроке» и «Прет-а-порте») и Мэг Райан.
В сюжете перемешано все, что можно.
Мысленно перенеситесь в конец 40х - начало 50-х
годов, когда президентом был Дуайт Эйзенхауэр.
Дальше. Простой автомеханик случайно встречает
женщину, которая оказалась ученым, если не ошибаюсь, физиком, она очень умная и
независимая. Но это еще не все. Она к тому же племянница Альберта Эйнштейна,
странного старичка, который (по замыслу режиссера) и сам толком не знает, что
такое теория гравитации и теория относительности.
Зато он очень хочет, чтобы его племянница оторвалась
от своих дурацких формул и влюбилась в какого-нибудь
хорошего парня. А тут как раз такой и подвернулся в лице Тима Роббинса.
А дальше из него фабрикуют гения, изобретателя
протонного двигателя, которого еще нет у русских. Научный мир в восторге, все
довольны и счастливы. Ну а героиня Мэг Райан дядюшкиными молитвами влюбляется в простого
парня - героя Тима Роббинса.
Чего еще надо?
Ну, понятно, до Форреста Гампа» IQ, конечно, не дотягивает. Но через полчаса после
начала фильма я начала думать, а что же все-таки здесь
такого, что притягивает?
И поняла. Уж очень эта картина напоминает такой
замечательный старый фильм «Весна» с Любовью Орловой в главной роли. А что –
сюжет один и тот же – женщина-ученый, которая в конце
концов доказывает все, что она прежде всего, женщина, а потом все остальное.
Время примерно одно и тоже – 40-50-е. Даже звездное
время и телескопы в обеих картинах есть.
Не знаю, смотрел ли режиссер IQ «Весну» или нет, но
почему-то ему удалось даже восстановить атмосферу – в обеих картинах она
особенная, грустно-ностальгическая. Странно все это, особенно ассоциации.
Попробуйте, посмотрите, может, у вас возникнет другое ощущение.
Главное, не ищите какого-то особого смысла, просто
окунитесь в эту атмосферу и плывите по течению американской версии фильма
«Весна».
* * *
Теперь переносимся на 10 лет вперед, где все гораздо
сложнее. Я говорю о фильме «Телевикторина»,
режиссером которого стал небезызвестный актер Роберт Редфорд.
Не знаю, почему уж так случилось, но Редфорд поднимает очень серьезную и щекотливую тему
коррупции на телевидении, в частности в сфере интеллектуальных игр вроде нашей
«Что? Где? Когда?».
То есть Редфорд забирается за кулисы всего этого безобразия и
оказывается, что умные дяденьки, отвечающие без особого напряжения на
заковыристые вопросы ведущего совсем не
такие умные, как кажется тем, кто смотрит на них каждый вечер по другую сторону
экрана.
У этих суперинтеллектуалов
на самом деле весьма средние способности. Впрочем, у них всегда при себе
бумажка с ответами на все вопросы. Ответил – и деньги твои.
Здесь всегда есть один самый непобедимый, который постоянно выигрывает.
Но машина не должна давать сбоев в работе, и
непобедимого надо время от времени менять. Желающие
всегда найдутся. На этот раз он действительно интеллектуал, аристократ и к тому
же профессор, преподающий английскую литературу в университете (его играет
Ральф Файнс). Ему нужны деньги, и он рассчитывает на
свой интеллект (но ведь он не знал, что в таких делах интеллект игрока дело
десятое). Новый кумир – и колеса опять крутятся без скрипа. До поры до времени.
Данной игрой начинает интересоваться одна из комиссий
конгресса по делам коррупции.
И бравый следователь, которого играет Джон Туртурро («Список Шиндлера»),
хоть и узнает, что все подстроено, и игроки в течение долгих лет подкупались,
но его расследование, в последствии и суд ничего не
меняют.
Ведь все хотят стать знаменитыми, и каждый добивается
этого как может. Кто-то посредством таких вот игр. Если бы вам предложили много
денег, вы бы согласились стать популярным? А эти люди согласились. Ведь у
каждого своя правда.
Редфорд представил на суд зрителя очень острую
картину. Самое интересное в ней то, что она напрочь
лишена оптимизма, а улыбки героев – всего лишь прикрытие.
Странно, но правда здесь не торжествует, да и зло
тоже.
Краски все время сгущаются, и
кажется что «скоро грянет буря», но этого не происходит. В фильме все как-то слишком стильно и слишком мрачно.
Каждый играет свою роль, но без особого энтузиазма.
Никто не выиграл, и никто не проиграл. Наверно, это и есть сама жизнь.
Понять картину сразу просто невозможно, это довольно
сложно интеллектуальное кино. Но та тема, которая здесь поднимается, как-то
слишком актуальна. Об этом, наверное, стоит подумать.
Это были мысли вслух
Натальи Барабаш на тему фильмов «IQ» Клода Шепизи и «Телевикторина» Роберта Редфорда.
© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ),
1995.