"Видеообзор с Натальей Барабаш" 1995
(Junior, Interview with the Vampire)
Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
С вами Наталья Барабаш и я
хотела бы представить новую программу о кино. Я не буду делать обзоры тех или
иных кассовых фильмов, а просто попытаюсь поразмышлять и поделиться с вами
мыслями по поводу тех новых фильмов, которые показались мне действительно
интересными.
Может быть, наши мнения в чем-то совпадут и это будет замечательно, а ежели нет – то тоже не так страшно. Ну да ладно, хватит
общих слов, теперь к делу.
И первый фильм о котором мне хотелось бы упомянуть – это комедия Junior
режиссера Айвена Рейтмана .
Кстати это один из самых нашумевших фильмов 1994 года. Наверно, одна из причин
успеха этой картины в дуэте Арнолда Шварцнеггера и Дэнни Де Вито (напомню, что оба они уже снимались вместе в другой
комедии под названием «Близнецы»). Вероятно де Вито
так влияет на Шварцнеггера, что тот из супергероя боевиков на глазах превращается в очень
неплохого комика. Хочу сказать несколько слов про Денни де
Вито – он не только замечательный комический актер, он классно играет в
любой роли: будь то злодей Пингвин из «Бэтмен
возвращается» или трогательный учитель классической английской литературы в
фильме «Человек эпохи Ренессанса».
Однако вернемся к комедии Junior. Сюжет в принципе
прост до банальности. Два врача из какого-то там университета проводят
эксперимент с новым препаратом, который позволит мужчине забеременеть и
выносить ребенка. Однако, так как сия операция - действие опасное и незаконное,
то эти два врача в лице Арни и де вито решили
имплантировать анонимную яйцеклетку в тело Шварца, месяц последить за ее
развитием, а затем уничтожить – что благо сделать нетрудно. Однако через месяц
герой Шварцнеггера настолько почувствовал себя
будущей мамочкой, что решил выносить ребенка до конца.
А так как эксперимент в общем-то нелегальный, то героям Де
Вито и Шварцнеггера приходится все время скрываться.
И, в конце концов они доходят до того, что помещают Арни в закрытый пансионат для будущих мам, предварительно
переодев Шварца в женщину. Представьте себе этого громилу в светлом парике,
светло-розовом платье и огромных кроссовках, который говорит плачущим голосом.
Кстати из него вышла очень симпатичная дамочка, ужасно сентиментальная, которая
смотрит мелодрамы по телевизору, льет слезы и читает журналы для будущих мам. В
общем, его герой переживает все то, что испытывают обычные женщины в период
беременности. Сам Шварцнеггер сказал, что после
съемок он стал с большей нежностью относится к слабой
половине человечества.
В целом, Junior – очень симпатичный
фильм (если не учитывать все те детали, которые принято использовать в
американской комедии положений типа швыряния торта в физиономию – благо именно
этого в фильме нет. Над этим фильмом не надо особо думать, но тем не менее по ходу фильма ловишь себя на мысли, что
смотришь его не зря, именно эта картина именно то, что называется действительно
хорошая американская комедия.
* * *
А следующая картина – это фильм
режиссера Нила Джордана
«Интервью с вампиром».
Несмотря на то, что фильм вроде бы снят в Голливуде, сразу же становится
понятно, что это не типичная продукция.
Наверно, главным образом потому, что режиссер по происхождению англо-ирландец,
что, как говорится, обязывает его испытывать нежность к развалинам старых
замков, привидениям и прочим ужасам. И, тем не менее, этот
фильм не просто тупая страшилка с морем крови и большим числом трупов с перегрызанными глотками - это грустная экзистенциальная
сказка-размышление о жизни вампиров и о смысле жизни вообще, где самих созданий
ада играют такие звезды как Том Круз («Человек
дождя», «Фирма»), Брэд Питт
(человек менее известный, но уже заявивший о себе в фильмах «Телма и «Луиза» и «Калифорния», где он сыграл роль
психопата) и Кристиан Слейтер
(эпизодическая роль в «Робине Гуде» и главная роль в трогательной мелодраме
«Дикое сердце».
На мой взгляд, самое главное, что отличает этот фильм от огромного количества
продукции на ту же тему – это то, что на этот раз зрителю посмотреть на все
ужасы не глазами обычного человека, а глазами самого вампира, то есть
попытаться понять суть вампирской психологии. Ведь еще ни разу нам не
показывали жизнь вампира изнутри, а оказывается и у них не все так хорошо как
кажется на первый взгляд. Они тоже иногда нуждаются в сочувствии и сострадании.
Не все же им осиновый кол в брюхо, надо ведь и о душе вампирской иногда
подумать.
Теперь об актерах.
Главная роль в фильме, естественно, отведена Тому Крузу.
Он играет классического вампира, для которого власть и бессмертие – две главные
вещи в жизни. Он не думает о своих жертвах, у него есть твердое убеждение:
«Если Господь Бог убивает беспорядочно, так чего же нам, вампирам, испытывать
угрызения совести?». Эту позицию трудно понять человеку, ну так фильм и снимался
для того, чтобы мы могли поставить себя на их место.
Это, как я уже сказала, классический вариант вампира.
Но в фильме есть еще одно существо по имени Луи, которого играет Брэд Питт. Поистине странный
образ. Вроде бы все у него есть – власть, бессмертие, вечная молодость, так нет
же, все это его не устраивает. Ему не нравилась жизнь, когда он был человеком,
и он хотел покончить с собой, а когда вампир-Круз
подарил ему новую жизнь, она ему как-то тоже не особо подошла.
Дело в том, что он просто не стал вампиром до конца, его серду
не потеряло способность чувствовать и страдать, чего любой нормальный вампир
начисто лишен. Вампира-Питта все время мучают вопросы
типа «Кто я?» и «Для чего я живу?» (видимо, режиссер большой поклонник
Жана-Поля Сартра и Альбера Камю). Однако из-за своего вечного поиска смысла
жизни вампир Питта гораздо интереснее зрителю, чем
вампир, которого играет Круз.
Мне кажется, что это один из немногих последних фильмов, который кроме красивой
внешней оболочки (а поверьте мне, фильм действительно очень красив – это
своеобразная красота вечной ночи и кладбища). Так вот, за внешней оболочкой
стоит еще какая-то внутренняя красота, фильм не дает просто так «проглотит»
себя. Наверно, это еще потому, что в фильме много диалогов и монологов, что не
особенно характерно для типичных голливудских фильмов.
Вообще это очень красивый, мрачный и трагический фильм, в котором почти нет
трюков, банальных ужасов и дешевых улыбок. Но взамен этого есть грустные глаза
героев и синий ночной мрак, так как вампирам не положено жить днем, свет солнца
их испепеляет – в картине есть один такой эпизод – жутковатое зрелище. Но самое
ценное - это размышления героев о смысле жизни, к которым волей-неволей
приходится прислушиваться.
Но хочу предупредить вас на случай, если вы соберетесь смотреть это
произведение – вряд ли вам удастся сразу же забыть о
нем. Наверняка вы еще какое-то время будете мысленно возвращаться к этому
фильму. Впрочем, это и есть тот признак, который отличает хорошее кино от посредственного.
© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ),
1995