"Видеообзор с Натальей Барабаш" 1995
(Nell, Legends of
the Fall)
Добрый вам день, почтеннейшая публика!
Наталья Барабаш снова с вами, чтобы
рассказать о двух, на мой взгляд, очень интересных и глубоких фильмах, в
которых, что ни имя актера, то живая легенда. Так уж случилось.
И первая картина, на которую я попытаюсь обратить ваше внимание это «Нелл» режиссера Майкла Эптида.
Сразу о
людях, которые здесь снимались. Во-первых, это Джоди Фостер, которая всем хорошо
известна (напомню только «Молчание ягнят» и «Маверик»).
Эта актриса везде такая разная, но ее игра всегда заставляет обратить на себя
внимание.
В этой картине она играет она играет роль девушки по имени Нелл, которую всю свою жизнь провела вдали от цивилизации,
а в детстве у нее была сестра Мэй, которая умерла в
10 лет и мать, которая потом тоже последовала к праотцам. И Нелл осталась совсем одна на свете.
Ее представления о мире остались на уровне 10-летнего ребенка, но жизнь в лесу
сделала ее частью природы и наделила ее этой самой природной мудростью.
Кстати, здесь просто потрясающие натурные съемки, это
очень важно для восприятия событий, так как вместе с настроениями героев
картины меняется и сама природа. В зависимости от освещения и времени суток
лес, горы и река, на фоне которых развивается действие картины, становятся
совсем другого цвета и меняют свой характер.
Нелл – это уникальное создание, которое периодически
хотят грубо втолкнуть в так называемый цивилизованный мир, который считает ее
ненормальной, так как у нее свой мир и свое мироощущение.
Но два хороших человека, врача-психиатра, которых играют Лайэм
Нисон (сыгравший в «Отходной молитве» и главную роль
в «Списке Шиндлера») и Наташа Ричардсон (дочка
легендарной Ванессы Редгрейв). Так вот, эти два
человека пытаются доказать всем, что Нелл – вполне
нормальная, только у нее свой собственный мир, своя система знаков и свой язык.
Эти два врача, наблюдая за своей пациенткой, с ее же помощью начинают видеть
все вокруг в другом свете. И сами становятся частью того мира, в котором живет Нелл, а она называет Джейка (Нисона) своим ангелом-хранителем. И он действительно
охраняет ее от грубого вмешательства людей цивилизации: от репортеров,
стремящихся сделать деньги на сенсации, от врачей, спешащих упрятать ее в дом
сумасшедших.
Героиня Джоди Фостер,
несмотря на то, что она непонятна никому, кроме этих двух людей, странно
гармоничное существо, и если она что и не понимает, то это ей и не надо, потому
что она умеет чувствовать и смотреть людям в глаза.
Не случайно, одна из самых сильных сцен в ильме – это ее речь на суде, где на
своем полу-английском – полу-собственном языке она
говорит судье и все в зале: «Вы все такие умные, но почему вы не смотрите друг
другу в глаза?».
Вообще, играет Фостер просто потрясающе. У нее свои
слова и свои жесты, и такое выражение глаз, которое иногда говорит лучше любых
слов.
Думаю, что найдется не так много актеров, которые смогли бы передать всю гамму
чувств практически только глазами и жестами. Это язык
детей, а дети взрослеют и забывают о том, какими они были в детстве.
«Нелл» - фильм о доброте, которую люди забыли, став
взрослыми, и от оторванности от мира природы, в котором есть покой и гармония,
чего так не хватает цивилизованным людям.
* * *
Следующий фильм тоже о противостоянии цивилизации и природы, но это противостояние
куда более жесткое и кровавое, а главное непонятно – какое
же из этих двух состояний все-таки лучше.
Я говорю о фильме «Легенды
осени» режиссера Эдварда Цвика.
Природа здесь не менее жестока, чем цивилизация. Не знаю
почему в Америке стала так актуальна тема борьбы за выживание, однако фильмы на
эту тему получаются очень впечатляющими. Ну, по крайней мере, достаточно интересными и уж точно не глупыми.
Тем более, что и актерский состав тут тоже не
подкачал. В главных ролях здесь снялись сэр Энтони Хопкинс (он же играл в «Молчании ягнят») и Брэд Питт (новая яркая звезда,
вспомните хотя бы нашумевшее «Интервью с вампиром»). Отличный
актер, по-моему, который, помимо всего прочего, очень естественно умеет плакать
на экране, что демонстрирует довольно часто по ходу фильма).
«Легенды осени» - это сага о полковнике, герое гражданской войны, и трех его
сыновьях. Ну, и конечно самый любимый из них – дикий, воспитанный индейцем
Тристан (Бред Питт). Он живет по своим законам и
всегда на грани этого мира и мира потустороннего. В нем, как говорил его
учитель, течет кровь медведя гризли.
Вся его жизнь - это борьба за выживание. Сначала в природе, где тот, кто
сильнее всегда побеждает. Но все это пока честная борьба. А еще есть другая
сторона жизни – цивилизация и ее законы. Но и тут герой Питта
сам по себе, он не принимает этих законов и идет собственным путем. Бог его
знает, хорошо это или плохо.
Но, так или иначе, именно такого дикого парня будет всю жизнь любить невеста
его младшего брата, погибшего на войне, а впоследствии она
же станет женой его старшего брата-конгрессмена. Но эта любовь обернется
трагедией ее жизни, так как девушка, в конце концов, пустит себе пулю в лоб.
И доблестного папашу-полковника (в лице Энтони Хопкинса) разобьет паралич, когда его любимый сын бросит
все и уедет в Австралию.
У героя Питта нет никаких сдерживающих центров, он
вольная птица, противостоящая цивилизации и рамкам приличия. Он всегда на
грани, и всегда причина (вольно или невольно) всех бед и несчастий, которые случаются
с близкими ему людьми. Ведь они не могут жить по его правилам и не выдерживают
той борьбы, которую герой Питта ведет всю свою жизнь.
Он из породы одиноких волков, простите, из породы одиноких медведей гризли,
идущих против всех. Это его судьба, его крест. У него собственная мудрость и правда жизни.
Он - кость в горле цивилизованного общества, и поэтому постоянно на мушке. Но
проигрывать – это не его стиль, и он живет дольше всех.
И даже своей смертью Тристан еще раз доказывает, что он часть природы и грязные
законы цивилизации не распространяются на него. Герой Питта
умирает в честном бою со своим природным двойником – медведем гризли. Не знаю
почему, но в американских фильмах последнее время не бывает хеппи-энда. Добро и
зло размыты и расплывчаты. Или это Брэд
Питт такой актер, что все фильмы с его участием
оставляют тебя в состоянии легкого недоумения?
В общем, что там греха таить, отличные актеры, замечательные съемки - хороший
фильм с большим знаком вопроса в конце. Посмотрите, чтобы составить собственное
мнение о том, что же происходит в американском кино последнее время. Но учтите,
что нет там никакого оптимизма, радужных надежд, одни только загадки, сложности
и проблема выбора.
И на этой поэтической ноте Наталья Барабаш просит позволения откланяться и
напомнить, что сегодня речь шла о фильмах «Нелл»
режиссера Майкла Эптида и «Легенды осени» Эдварда
Цвика.
© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ),
1995.