"Видеообзор с
Натальей Барабаш" 1995
(Four Weddings and a Funeral, Forrest Gump)
Добрый день, почтеннейшая публика!
С вами опять Наталья Барабаш, на
этот раз с другими, но тоже хорошими фильмами.
Только вот определить жанр обеих картин трудно, потому что в них намешано всего
понемножку, и тем не менее, чтобы не вводить вас в
заблуждение, скажу, что оба фильма наверно ближе к трагикомедии. По-моему, это
самый объемный жанр, так как он заставляет зрителя испытывать всю гамму чувств
и переживаний всего за 1,5 часа.
И чтобы не бросать слов на ветер, скажу, что первый фильм называется «Четыре свадьбы и одни похороны» режиссера Майка Ньюэлла.
Это чисто английская картина с чисто английским юмором и чисто английскими
актерами – Энди Макдауэлл,
известная по фильмам «Секс, ложь и видео» и Хью
Грант, который стал всеобщим любимцем как раз после фильма «Четыре свадьбы и
одни похороны», и тем не менее, он снимался и до
этого, даже у Романа Полянского в фильме «Горькая луна».
Сказать, что фильм потрясающий трудно, судите сами – всю дорогу компания 4-х
убежденных холостяков руг за другом женятся, а парень, которого играет Хью Грант, встречает женщину своей мечты, но никак не
решается сделать ей предложение. А пока он собирается это сделать, она уже
успевает выйти замуж и развестись.
И только стоя перед алтарем с другой женщиной герой Гранта понимает, что любит
только Кэрри (Энди Макдауэлл)
и бросает свою невесту прямо во время венчания. Ну и сами понимаете. что происходит дальше.
Вроде бы банально, но все это так красиво, трава у них в Англии какая-то
особенно зеленая, дамы носят умопомрачительные шляпы, а мужчины потрясающе
элегантны и остроумны. И вообще, не жизнь, а сказка. А сказка, это ведь всегда
прекрасно.
Только вот одна незадача. Во время одной из свадеб умирает один из 4
друзей-холостяков – самый веселый и добрый. Но почему-то замечают это только
его близкие друзья, а остальные продолжают бурно веселиться.
И именно в этот момент как-то уж очень запоминается. И в той же церкви, где все
дружно вступают в брак, его близкие друзья произносят самые теплые слова и
цитируют Водсворта.
Так ведь и в жизни все так: кто-то рождается, кто-то умирает – закон такой.
А в принципе посмотрите сами, может, вы заметите в фильме еще что-нибудь
любопытное.
Фильм, конечно, прост, но не примитивен. Тем более,
что фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» получил «Оскара» за «лучший
зарубежный сценарий». А это ведь тоже о чем-то говорит. Ведь согласитесь, не
так много сейчас красивых, элегантных и к тому же английских фильмов.
* * *
А теперь угадайте, что связывает фильм «Четыре свадьбы и одни похороны» с
фильмом «Форрест
Гамп»?
Правильно, премия «Оскар». Только в случае с «Форрестом
Гампом» все сложнее. Этот фильм получил целых 6
статуэток с фигурой «Оскара» в номинациях: «лучший фильм», «лучший режиссер» -
Роберт Земекис (до этого снявший «Назад в будущее» и
«Роман с камнем»). Естественно, «лучший актер» - Том Хэнкс,
который уже был лучшим в прошлом году, сыграв в фильме «Филадельфия».
Но это только 3 «Оскара». А еще теми же фигурками были отмечены работа
сценариста Эрика Рота, продюсеров и людей, которые занимались монтажом и
спецэффектами.
Знаете, что такое «Форрест Гамп»?
Это фильм-эпопея, вроде «Войны и мира», тоже о жизни, смерти, любви, жестокости
и подобных глупостях, над которыми бьются все кому не лень.
Только вот главный герой – не философ и не политический деятель, а
всего-навсего умственно отсталый парень с коэффициентом интеллекта всего в 75
единиц, а этого не хватает даже для того, чтобы поступить в среднюю школу.
Но он американец, и ему с детства внушали, что дурак дураку рознь, и у него точно такие
же возможности, как и у всех остальных. И с этим убеждением Форрест
Гамп идет по жизни. Сначала медленно на своих больных
ногах с помощью протезов, а потом он ломает их и бежит, просто и легко. Его
ноги – это его спасение от жизни, от злобы и ненависти окружающего мира. Его
девиз с детства: «Беги, Форрест, беги».
Каждый этап жизни Форреста Гампа
непосредственно связан с различными периодами американской истории.
Форрест все время оказывается в самом центре событий
и даже в какой-то степени влияет на них. Он прошел через войну во Вьетнаме,
получил награды из рук Никсона и Кеннеди, лично пообщался с Джоном Ленноном на
одном из телевизионных шоу (причем эффект достоверности просто потрясающий). Но он не воспринимает их как выдающихся личностей, а просто не
понимает, кому понадобилось убить двух последних, ведь они такие милые люди.
70-е годы, эпоха хиппи (кстати, эта часть фильма «оттенена» музыкой The Doors), тоже пересекает жизнь
Форреста Гампа, но и эти
события никак не отразились на его внутреннем мире, который отгорожен от всего,
что происходит вокруг.
Форрест как бы вбирает в себя каждый из этих этапов
истории Америки, и при этом идет своей, только ему известной дорогой, никому не
мешая, и в тоже время никому не давая сбить себя с
этого пути.
Он вообще воспринимает жизнь каким-то своим особенным способом, и даже смерть
для него – это всего лишь часть жизни, к которой надо привыкнуть. Наверно,
поэтому он не особенно задумывается о будущем, а просто плывет по течению. И
будущее само идет навстречу Форресту Гампу, делая его впоследствии национальным героем Америки.
Неужели американцы так тупы и ограниченны, что готовы снять шляпы перед идиотом? Ответ прост. Душа Форреста
Гампа открыта для всех, и это оказывается гораздо
важнее, чем его интеллектуальные данные.
Этот человек открыт и понятен всем вместе и каждому в отдельности, ему нечего
скрывать и, что самое важное, от него можно не ждать подлости и предательства.
Как оказалось, недостаток интеллекта может сыграть и положительную роль, в
ограниченном пространстве просто нет места злобе и ненависти.
Поэтому-то Форрест Гамп и
становится гордостью нации (ведь высокий интеллектуальный уровень отнюдь не
гарантия доброты и искренности человека).
Форрест никому ничего не пытается доказать, а просто
следует своему принципу: «Беги, Форрест, беги» и
бежит мимо всех событий своей жизни и жизни Америки, оставаясь просто
наблюдателем. Он смотрит на жизнь со стороны и делает какие-то важные для себя
выводы.
И что парадоксально, герой Тома Хэнкса по прошествии многих лет уже мыслит на вполне философском
уровне и открывает для себя истину, что человеческая судьба предопределена и в
то же время похожа на перышко, зависящее от воли ветра. Но главное при этом
все-таки оставаться человеком и не причинять зло другим.
Странно, почему же люди с достаточным количеством интеллекта иногда в течение
всей жизни не могут этого понять? Неужели чтобы прийти к столь простому выводу
нужно обязательно родиться идиотом? Впрочем, как
показал фильм Роберта Земекиса, идиот
– это понятие относительное.
© Наталья Барабаш, 1995
© Радио «Ракурс» (792 KHz, CВ),
1995.