Концерт Квинтета Анатолия Герасимова.
На
сегодняшний день
Фокси
Лэди
Не
в огне гореть
В
сентиментальном настроении (Дюк Эллингтон)
Мрачный
Грув
Паркедидо
(посвящается
Чарли Паркеру)
Запись залита одним треком.
Битрейт
128, длительность записи 00:43:36
Оцифровка с бобин эфир-контролей Дмитрия Фокина
Анатолий Герасимов – «Живой Ракурс» (2012)
СD1
1. На сегодняшний день
2. Фокси
Лэди
3. Не в огне гореть
4. В сентиментальном настроении (Дюк Эллингтон)
5. Мрачный Грув
6. Паркедидо
(посвящается Чарли Паркеру)
7. Случайная Музыка
8. Душа и Тело (Джонни Грин)
9. В Духе Монка
(посвящается Телониусу Монку)
10. В ожидании Алеши
СD2
1. Родилось только что
2. Не пройти босиком по траве
3. Мавры
4. В ожидании Алеши
5. Аврора (для Анны Х)
6. Время летит
7. Бонус-трек: Паркедидо (посвящается Чарли Паркеру)
"С 1995-го по 1998-й годы мне довелось поработать на московской радиостанции «РаКурс» – под псевдонимом Константин Волков, моим эфирным днём была суббота, и сердцем субботнего дня для меня стал сегмент с пяти до шести вечера, когда в эфир выходила моя программа «Московский свинг». Дело в том, что РаКурс располагал студией звукозаписи, смежной с эфирной студией, и это помещение можно было использовать для того, чтобы в нём в прямом эфире выступали музыканты – что и происходило два-три раза в неделю, остальное время тон-зал работал как студия звукозаписи.
Трижды в «Московский свинге» выступил саксофонист
Анатолий Герасимов, обладатель одной из самых заковыристых биографий в
российском джазе. Музыкант-самоучка из поколения 60-х, он
играл в знаменитом тульском биг-бэнде Анатолия Кролла, выступал в первых московских джаз- клубах и на
московских джазовых фестивалях 1967-68 годов, но на месте ему не сиделось.
В 1973 году советское правительство сделало уступку мировому сообществу,
разрешив ограниченную эмиграцию из СССР – преимущественно, в Израиль. А в то
время можно было получить из Израиля вызов на репатриацию, вовсе не имея связи
с народом, населяющим эту страну. В 1973 году получил такой
вызов и Анатолий – и, подумав несколько дней, поехал по пути, который быстро
стал накатанным: пересадка в Вене, отказ от полёта в Израиль, лагерь для
перемещённых лиц, ожидание ответа на запрос о статусе беженца в США – во время
ожидания Толя несколько месяцев работал в Риме в ансамбле джазового пианиста
Романо Муссолини, сына дуче. И, наконец, Нью-Йорк, сложный период
врастания в иную цивилизацию. Помогли знакомства с американскими музыкантами,
прежде всего с участниками оркестра Дюка Эллингтона, который за два года до этого гастролировал по
СССР. На тротуаре у Линкольн-Центра
Герасимов неожиданно увидел великого Дюка, тот
вспомнил русского саксофониста, пригласил на джем, и в 74-м Герасимов стал
участником оркестра Дюка Эллингтона
– правда, уже без Дюка, который незадолго до этого
ушёл из жизни.
При сыне Дюка, Мерсере Эллигтоне, Толя несколько месяцев проработал в оркестре и
даже записался на пластинке, которую ревниво и придирчиво слушали Толины
знакомые в Москве, но для Герасимова всё только начиналось. Последовали 17 лет
в Нью-Йорке, где он играл буквально со всеми, и ещё шесть лет в Париже, а в
1996-м Толя неожиданно вернулся в Россию после 23 лет эмиграции. Он стал
записываться с питерской рок-группой «АукцЫон»,
гастролировать по стране и выступать в московских клубах. И тут с ним случайно
столкнулся корреспондент «РаКурса» Фёдор Случевский,
который в мой субботний день делал программу «Джазовые новости». Федя притащил
Герасимова для интервью, и мы договорились, что Толя выступит у нас в прямом
эфире со своей новой московской группой, игравшей, главным образом, его
авторскую музыку в стиле фьюжн. В результате он
трижды выступил в 1997-ом, а в апреле 1998-го, когда «РаКурс»
уже не вещал, но надеялся продолжить вещание, мы собрались в студии, чтобы
записать ещё четыре пьесы Анатолия – планировалось, что, как только вещание
возобновится, они будут переданы в эфир. Но станция была закрыта в силу
экономических причин (надвигался дефолт), и осенью 1998-го на лейбле Boheme Music вышел альбом с
жизнеутверждающим названием «Yes», собранный из
фрагментов выступлений Герасимова в студии «Радио РаКурс».
Прошло полтора десятилетия. Тот альбом давно превратился в филофоническую
редкость. А 66-летний Анатолий Герасимов продолжает выступать в Москве, правда,
не очень часто: здоровье подводит, вдобавок осенью 2011 года у него украли кофр
со всеми инструментами – сопрано- и тенор-саксофоном и
шестью флейтами. Впрочем, основной инструмент, сопрано-саксофон, стараниями
Фонда «ArtBeat», дяде Толе уже купили. А ещё Фонд
инициировал оцифровку большого архива аудиозаписей, оставшихся от концертов в
прямом эфире программы «Московский Свинг». Первые плоды этой работы – на
альбоме «Живой Ракурс»".
Кирилл Мошков, главный редактор журнала «Джаз.Ру»