«Краткий Курс Истории Джаза» март 97
Битрейт 128, длительность передачи
00:14:14
Передача оцифрована Дмитрием Фокиным с
бобины из архивов Андрея Соловьева
Передача № 13
Андрей
Соловьев: Здравствуйте, дорогие друзья. Тринадцатая страничка «Краткого курса
истории джаза» открыта перед нами. И сегодня мы попытаемся подытожить то, что
было сказано в нашей программе ранее об эпохе свинга, границы которой
простираются от начала 30-х до середины 40-х годов. Как я уже неоднократно
подчеркивал, главный признак того времени – господство больших оркестров,
джазовых биг-бэндов, которые играли на танцах и пользовались огромной
популярностью. Однако, это не значит вовсе, что оркестры вытеснили со сцены
ансамбли другого состава, или сделали незначительной личность солиста. Даже
если бы это и произошло, мы не стали бы заострять на этих моментах внимание.
Для нас важнее понять, какие качественные изменения в джазе наметила эпоха
биг-бэндов. В старом, диксилендовом джазе, какой играли в Нью-Орлеане и Чикаго
пионеры джазовой музыки, все было неповторимо, все было случайно.
Индивидуальность задавала тон творческому процессу. Оркестровая музыка эпохи
свинга - многое изменила. Пропущенные
через биг-бэндовую мясорубку, достижения гениев-одиночек стали правилами,
законами джаза. Их легкие фразы превратились в тщательно оранжированные рифы
духовых групп. Их оригинальные ритмические находки стали узаконенными брейками
и стоп-таймами прославленных ритм-секций. Музыкантам уже не нужно было начинать
с нуля и на пустом месте строить собственный мир. В джазе появился язык – своя
грамматика и фонетика, свой синтаксис. Хранителем этих правил был и остается
оркестр. Играть джаз отныне значило – освоить этот язык, научиться говорить на
нем легко и непринужденно, свободно общаться со своими партнерами, а то и
попробовать перещеголять их в искусстве музыкального красноречия. Это первое.
Второй
важный итог эпохи свинга – это появления в джазе двух полюсов. Музыка, до этого
времени единая и неделимая, стала все больше распадаться на горячий, так
называемый hot jazz, и джаз прохладный, сдержанный, так называемый cool. Эти
термины в английском языке многозначны, а в джазе имеют еще и сленговое
наполнение. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что эта линия, эта
граница, обнаружившаяся в джазе, обозначила прежде всего осознание того, что
джаз перестал быть частью окружающей среды, так сказать – как музыка танцзалов,
ресторанов, баров и тому подобное. Он все больше превращался в серьезное
искусство, музыку для слушания. Окончательное превращение было еще впереди. Но
его контуры наметились уже в 30-х годах.
Мы
проиллюстрируем полярность джазовой музыки, сославшись на творчество двух
легендарных саксофонистов: Коулмена Хоукинса, представителя горячей манеры
исполнения, и Лестера Янга, самого известного предтечи стиля кул,
прославившегося своим мягким звуком и сдержанной игрой. Вот как в исполнении
Коулмена Хоукинса, для начала, и его ансамбля звучала блюзовая тема Steeling the bean.
Музыка.
Андрей
Соловьев: Это был Коулмен Хоукинс, самый известный саксофонист эпохи свинга.
Между ним и вторым героем нашей сегодняшней программы, Лестером Янгом, всегда
существовало соперничество. И тогда – в далеких тридцатых – Хоукинс, пожалуй,
одерживал верх. У него было больше учеников и последователей, он оставил немало
записей и выступал в плоть до 60-х годов. Лестер Янг не был так популярен при жизни,
свои немногочисленные записи он сделал главным образом в 30-40 годах, а к
моменту появления долгоиграющей пластинки уже стал сдавать и терять форму. Но
историческая справедливость все-таки восторжествовала. Многочисленные
саксофонисты современного, модерн-джаза, назвали своим предшественником именно
Лестера Янга. Все его импровизации были разобраны по косточкам, тщательно
изучены и классифицированы, а молодые музыканты находили и находят в них такие
головоломки, которыми сам Лестер Янг, может быть, и не собирался нас
озадачивать.
В
заключение мы послушаем запись, которую Лестер Янг сделал с музыкантами
оркестра Каунта Бейси, в котором работал в лучшие годы своей жизни. Сам Бейси
играет на рояле, Уолтер Пейдж на басу, Джо Джонс на барабанах. Это лучшая
ритм-секция эпохи свинга. Солирует трубач Карл Тети Смит, и на тенор-саксофоне
– Лестер Янг. Я, конечно, мог бы высказать свое восхищение этой записью, но
музыка настолько упоительна и тонка, что лучше мне промолчать. Скажу лишь, что
если бы инопланетяне через миллион, эдак, лет, прилетели на нашу пустую остывшую уже планету, и не нашли бы на ней
никаких следов нашей цивилизации, кроме этой пластинки, послушав ее, они все
равно очень много узнали бы о нас и нашем непростом времени.
Музыка.
Андрей
Соловьев: Наша встреча подошла к концу. Я, Андрей Соловьев, напоминаю вам, что
вы познакомились с очередным фрагментом краткого курса истории джаза, а именно
– с его тринадцатой страницей. Тьфу-тьфу-тьфу, ни пуха.
(Стенограмма передачи сделана
Анастасией Зотовой)