В новогодней программе «Джем-клуба» повтор концерта
Квинтета Анатолия Герасимова, сыгранного в рамках передачи «Московский Свинг»
97.04.12
На
сегодняшний день
Фокси
Лэди
Не
в огне гореть
В
сентиментальном настроении (Дюк Эллингтон)
Мрачный
Грув
Паркедидо
(посвящается
Чарли Паркеру)
Запись залита одним треком.
Битрейт
128, длительность записи 00:49:14
Оцифровка с бобин эфир-контролей Дмитрия Фокина
Джазовый подкаст: саксофонист Анатолий
Герасимов
Из истории
отечественного джаза и музыкального радиовещания: главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков комментирует пьесу
«To Burn But Not On
Fire»,
записанную во время концерта квинтета
саксофониста Анатолия
Герасимова в прямом эфире ныне не существующей
радиостанции «РаКурс» 12 апреля 1997.
Анатолий Герасимов – «Живой Ракурс»
"С 1995-го по 1998-й годы мне
довелось поработать на московской радиостанции «РаКурс»
– под псевдонимом Константин Волков, моим эфирным днём была суббота, и сердцем
субботнего дня для меня стал сегмент с пяти до шести вечера, когда в эфир
выходила моя программа «Московский свинг». Дело в том, что РаКурс
располагал студией звукозаписи, смежной с эфирной студией, и это помещение
можно было использовать для того, чтобы в нём в прямом эфире выступали
музыканты – что и происходило два-три раза в неделю, остальное время тон-зал
работал как студия звукозаписи.
Трижды в «Московский свинге» выступил саксофонист Анатолий Герасимов, обладатель
одной из самых заковыристых биографий в российском джазе. Музыкант-самоучка
из поколения 60-х, он играл в знаменитом тульском биг-бэнде
Анатолия Кролла, выступал в первых московских джаз-
клубах и на московских джазовых фестивалях 1967-68 годов, но на месте ему не
сиделось. В 1973 году советское правительство сделало уступку мировому
сообществу, разрешив ограниченную эмиграцию из СССР – преимущественно, в
Израиль. А в то время можно было получить из Израиля вызов на репатриацию,
вовсе не имея связи с народом, населяющим эту страну. В 1973
году получил такой вызов и Анатолий – и, подумав несколько дней, поехал по
пути, который быстро стал накатанным: пересадка в Вене, отказ от полёта в
Израиль, лагерь для перемещённых лиц, ожидание ответа на запрос о статусе
беженца в США – во время ожидания Толя несколько месяцев работал в Риме в
ансамбле джазового пианиста Романо Муссолини, сына дуче. И, наконец,
Нью-Йорк, сложный период врастания в иную цивилизацию. Помогли знакомства с
американскими музыкантами, прежде всего с участниками оркестра Дюка Эллингтона, который за два
года до этого гастролировал по СССР. На тротуаре у Линкольн-Центра Герасимов неожиданно увидел великого Дюка, тот вспомнил русского саксофониста, пригласил на
джем, и в 74-м Герасимов стал участником оркестра Дюка
Эллингтона – правда, уже без Дюка,
который незадолго до этого ушёл из жизни.
При сыне Дюка,
Мерсере Эллигтоне, Толя
несколько месяцев проработал в оркестре и даже записался на пластинке, которую
ревниво и придирчиво слушали Толины знакомые в Москве, но для Герасимова всё
только начиналось. Последовали 17 лет в Нью-Йорке, где он играл буквально со
всеми, и ещё шесть лет в Париже, а в 1996-м Толя неожиданно вернулся в Россию
после 23 лет эмиграции. Он стал записываться с питерской рок-группой «АукцЫон», гастролировать по стране и выступать в московских
клубах. И тут с ним случайно столкнулся корреспондент «РаКурса»
Фёдор Случевский, который в мой субботний день делал программу «Джазовые
новости». Федя притащил Герасимова для интервью, и мы договорились, что Толя
выступит у нас в прямом эфире со своей новой московской группой, игравшей,
главным образом, его авторскую музыку в стиле фьюжн.
В результате он трижды выступил в 1997-ом, а в апреле 1998-го, когда «РаКурс» уже не вещал, но надеялся продолжить вещание, мы
собрались в студии, чтобы записать ещё четыре пьесы Анатолия – планировалось,
что, как только вещание возобновится, они будут переданы в эфир. Но станция
была закрыта в силу экономических причин (надвигался дефолт), и осенью 1998-го
на лейбле Boheme Music
вышел альбом с жизнеутверждающим названием «Yes»,
собранный из фрагментов выступлений Герасимова в студии «Радио РаКурс».
Прошло полтора десятилетия. Тот альбом
давно превратился в филофоническую редкость. А 66-летний Анатолий Герасимов
продолжает выступать в Москве, правда, не очень часто: здоровье подводит,
вдобавок осенью 2011 года у него украли кофр со всеми инструментами – сопрано- и тенор-саксофоном и шестью флейтами. Впрочем, основной
инструмент, сопрано-саксофон, стараниями Фонда «ArtBeat»,
дяде Толе уже купили. А ещё Фонд инициировал оцифровку большого архива
аудиозаписей, оставшихся от концертов в прямом эфире программы «Московский
Свинг». Первые плоды этой работы – на альбоме «Живой Ракурс»".
Кирилл
Мошков, главный редактор журнала «Джаз.Ру»
СD1
СD2
Бонус-трек:
Паркедидо
(посвящается
Чарли Паркеру)
Прослушивание
и прочие подробности о диске