«Битый час» 96.03.14
Оцифровка Дмитрия Фокина с бобин эфир-контролей
Битрейт
128, длительность записи 00:42:55
Олег Чилап:
Двадцать один час тридцать минут в Москве. На волнах независимой радиостанции «РаКурс» начинается программа «Битый час», посвященная
творчеству «Beatles». Сегодня, любезнейшие слушатели,
я смогу поделится с вами уникальнейшим материалом, который попал мне в руки
благодаря одному моему очень близко знакомому и дорогому человеку. Человек
имеет отношение к архивам – архивариус он самый настоящий. Иногда он даже
выходит в эфир на волнах независимой радиостанции «РаКурс»,
зовут его Зерги. Именно благодаря Зерги
я обнаружил то, за чем гонялся последние года четыре.
Ну, гонялся вяло, конечно – тем не менее, какие-то определенные телодвижения
совершал.
Дело в том, что еще во времена, когда
наша радиостанция имела совершенно другой облик и называлась по-другому,
очень-очень давно, как-то в летнюю пору, я включил среди ночи приемник.
Радиостанция, о которой идет речь, называлась «SNC», и – для многих это не
секрет – радиостанция «SNC» работала и по ночам. И вот, среди ночи какой-то
совершенно удивительный человек поставил запись группы «Beatles»,
которую я ни до, ни после того нигде не слышал. До недавнего времени.
Дело в том, что группа «Beatles» исполняла хорошо известные всем песни в чисто
акустическом виде – то есть, с помощью акустических гитар. И вот, недавно мне
повезло, и запись – правда, чудовищного совершенно качества – попала мне в
руки. Что называется, «Белый альбом» «Beatles» – в
акустическом виде. Убедитесь в этом сами.
Музыка.
Олег Чилап:
Вот так вот выглядела песня «Back to
the USSR» в исполнении «Beatles»
в 1968 году – в то время, когда «Beatles» находились
в Индии. Я уже неоднократно, мне кажется, рассказывал историю создания этой
песни. На самом деле, это пародия, и половина альбома – ни
что иное, как пародия. Или пародия на латиноамериканские ритмы, или
пародия на группу «Beach
Boys»,
или пародия на Чака Бэрри,
или пародия на Вестерн-стиль. Ну, различные, конечно, были пародии. В основном,
в большинстве своем, они принадлежали Полу Маккартни.
И, в частности, песня «Back to
the USSR» («Назад в Советский Союз») была пародией на
песню Чака Бэрри, которая
называется «Back to the USA».
И говорят, что там есть еще кусочек такой, пародирующий группу «Beach Boys».
Давайте прослушаем сначала
оригинальную, так сказать, версию Чака Бэрри, с чего все началось.
Музыка.
Олег Чилап (на фоне музыки): Это классический заход
Чака Бэрри, и не понимаешь,
что последует далее. А это, выясняется, «Back to the USA».
Музыка.
Олег Чилап (на фоне музыки): Вот, что сделала из
этого группа «Beatles».
Музыка.
Олег Чилап:
Вот в этом месте как раз и обыгрывается это «Back in the US…» – USA, USSR. В общем, мы где-то даже похожи с
американцами, независимо от того, в каком мы находимся состоянии, Советского
Союза или России. Я думаю, что да.
Ну, что бросается в глаза – кроме,
конечно, того самолета, который принес группу «Beatles»
мимо Советского Союза в какую-то другую, процветающую страну. Бросается то, что
в очередной раз группа «Beatles» применила могучее
свое умение из ничего делать нечто. Я не говорю о том, что был
поднял темп, была изменена тональность – это традиционные для «Beatles» приемы. Все самые мощные партии были
воспроизведены на фортепиано, на клавишных инструментах, и выведен вперед малый
рабочий барабан, как его называют музыканты – такое ощущение, что Ринго Старр играет на
огромной-огромной спичечной коробке. Даже с некоторым искажением он прописан,
этот барабан.
Я, впрочем, обещаю не вдаваться в
подробности техники звукозаписи, тем более образца 1968 года. Это не очень,
наверное, интересно тем, кто просто любит слушать музыку и не делает ее сам. Но
любопытно, что во время создания этой версии, так сказать, акустической, не
было еще толком слов. Было полтора куплета, потом Маккартни
отчаянно повторял их.
И характерен такой момент, очень, мне
кажется, любопытный. Маккартни пытается пропеть соло,
которое впоследствии, на уже готовой пластиночной работе исполняет Джордж Харрисон. И, клянусь вам, так делает большинство
музыкантов. То есть, человек что-то играет, и то, что называется потом соло, очень
часто выходит из губ автора этого произведения. Он начинает что-нибудь
«подвывать», ищет себе какой-то ход. В принципе, долго там искать никогда не
приходится, потому что, если зажигательная вещь получается, она сама диктует
мелодику этого соло, и невольно автор «провывает» это
самое соло. В этом можно было убедиться вот сейчас: давайте послушаем этот
кусочек, я отмотаю немного…
Музыка.
Олег Чилап:
Вот такая песня с помощью группы «Beatles» посетила
мир. Впрочем, нам есть смысл перейти от этой песни к
следующей, а потом я расскажу историю появления этих чудо-пленок
на свет.
Музыка.
Олег Чилап (на фоне музыки): «Dear Prudence» - так называется эта
вещь. Иногда мне кажется, что группа «Beatles»
посвятила эту песню нашей сотруднице Тане Пунанс. Там, по-моему, так
и поется: «Dear Punans, won't you
come out to play?» Если говорить серьезно,
то обратите внимание, пожалуйста, на бас, который исполняет Пол Маккартни в данный момент.
Музыка.
Олег Чилап (на фоне музыки): Мне кажется, что
только на основе этого баса можно создать симфоническое произведение. А «Beatles» так щедро рассыпали свои таланты по таким вот
мелочам. Четырехминутная песня. Ну, впрочем, в самом начале, когда она родилась
(а родилась она с помощью Джона Леннона), звучала она совсем по-другому – ну,
то есть, несколько бедней, будем говорить так.
Музыка.
Олег Чилап:
«Dear
Prudence»
в исполнении группы «Beatles». Джон Леннон записал
эту песню там же, где и весь акустический альбом был записан – не где-нибудь, а
в Индии. И, в частности, индийские мотивы можно услышать в песнях (особенно в ленноновских) того периода.
Ну, понятное дело, что семя бросил Харрисон Джордж, с помощью друга своего, индийского равви Шанкара. И так потом началось!
Итак, что это был за опыт? Ну, ни для
кого не секрет, что «Beatles» в свое время (по-моему,
это случилось в 1968 году) отправились на курсы Махариши
в Индию, а точнее – в местечко Ришикеше. И в этом
поместье индийском (с помощью Джорджа Харрисона
группа «Beatles» там оказалась) музыканты пытались
приобщиться к восточной философии. Не у всех одинаково здорово это получалось.
Не до всех доходила суть произносимого Махариши во
время его лекций. Однако, какое-то время «Beatles»
провели там. Ну, и дабы не сидеть (в прямом смысле) без дела, захватив с собой
только лишь акустические инструменты, музыканты писали там песни.
В то время Леннон Джон был очень
заинтересован творчеством Донована, и в самом начале
песни «Dear
Prudence»
лично мне влияние Донована отчетливо слышно. Может
показаться абсурдом: Леннон в то время был уже Ленноном Джоном, а Донован только набирал обороты, и, может быть, он так до
конца жизни их и не набрал в должном виде. Однако, музыкант он превосходный, и
я считаю, что действительно определенное влияние на Леннона имел… Я, вот, в
данный момент его услышал. Честно вам скажу, прямо вот здесь, сидя в студии, я
услышал определенное влияние. Будет время, я даже как-нибудь принесу отдельные
фрагменты Донована, напоминающие вот это.
«Beatles» на
акустических инструментах писали песни, и записывали их прямо в Ришикеши, то самом местечке. В одной из песен Джон Леннон
поет: «По дороге в Ришикеши я иду, смотрю на мир,
любуюсь солнцем»… Ну, традиционный такой битловский
текст. В общем, вы понимаете, с поэзией там было все на высшем уровне.
Что любопытно – эти записи позднее «Beatles» подарили актеру Питеру Сэллерсу,
а уже наследники Питера Сэллерса после кончины
последнего эти записи выпустили в свет, заработав, наверное, кучу долларов на
этом деле. Ну, а «Beatles» в этом деле предстали
перед всем миром в очередной раз без штанов, простите за подробности.
Дело в том, что подобные вещи уже
происходили с группой во время публикации фильма «Let it be», когда была обнародована,
фактически, репетиция группы «Beatles». Потом
выходили подпольные пластинки, так называемые «бутлеги»,
где группа «Beatles» была показана в полной наготе во
время своих репетиций, где музыканты играли неточно, неверно, иногда даже
ссорились во время репетиций. Вот это, вкратце, предыстория того, как в мир
попали эти пленки.
Не все песни, которые представлены на
этой кассете, соответствуют порядку вещей на «Белом альбоме», и, наверное, это
даже и хорошо, потому что есть возможность что-то пролистывать… Слушать это с утра до ночи, конечно, невозможно. Хотя
впервые, когда я это услышал, я был настолько очарован, что предпочел бы эту
запись даже оригинальной версии, студийной.
Но сейчас прозвучит песня, которая, на
мой взгляд, является одной из самых отвратительных в творчестве группы «Beatles», называется она «Ob-La-Di,
Ob-La-Da». Я имею в виду общую настроенческую
концепцию этой песни – с точки зрения музыкальной она безукоризненная. Во
времена записи двойного альбома Маккартни приложил
все свои старания и усилия, песня получилась действительно искрометной, хотя, в
общем-то, на мой взгляд, совершенно формальной с точки зрения творчества. И
все-таки, в версии оригинальной, так сказать, в черновике, Маккартни
проявил себя просто виртуозным музыкантом, способным с помощью гитары и своих
губ изобразить целый латиноамериканский ансамбль.
Музыка.
Олег Чилап:
Вот так вот, Пол Маккартни показал класс.
Действительно, удивительный музыкант, хотя нередко в его адрес звучат
нарекания, в частности, из моих уст в том числе, но талант безусловный и
абсолютный.
Давайте посмотрим, что в это время
делал Леннон Джон. Леннон Джон пел балладу, историю о бенгальском Билле,
который пошел на охоту, обнаружил там тигров, слонов и массу других животных,
заблудился в джунглях, и даже кого-то спасал, и даже кого-то убивал. Вот такие
истории. Сама по себе эта мелодика хорошо известна, напоминает она лично мне
фрагмент из ленноновской песни, образца, по-моему,
1965 года. Она с пластинки «Rubber Soul». «Norwegian
Wood
(This
Bird
Has
Flown)»
- так называется эта песня. В подзаголовочке – «Эта
птица/птичка улетела». «Norwegian
Wood»
- совершенно верно, так она и называется.
Давайте посмотрим, как она звучала у «Beatles» в конечном итоге, а потом вернемся к тому, с его
начиналось все.
Музыка.
Олег Чилап:
Удивительно, но именно в этой версии – версии, так сказать, еще черновой, рабочей
– у Леннона заметно смещение фразы, ну, где-то на один такт. Но это опять же,
для людей, интересующихся, так сказать, построением музыкальной фразы, и для
людей, которые сами пытаются делать музыку. А в конечном итоге, я представляю
себе, как это записывалось в студии, в конечном итоге это сочли – как это
называется у музыкантов – наворотом,
и от этого отказались. Поэтому, ровное течение мелодии.
Ну, если вы помните, у «Beatles» на пластинке эта песня завершается замечательными
криками, шумами, что пытаются «Beatles»
проимитировать здесь, в такой вот самодельной студии. И, в конце концов, Леннон
Джон кричит «Hey Op!» – и
начинается «Gently Yeeks».
Ну, здесь, на этой пленочке, которой я обладаю,
расклад примерно такой, только что «Hey Op!» нет, и начинается «Gently Yeeks».
Музыка.
Олег Чилап:
Вот таким образом звучала эта песня, когда была написана Джорджем Харрисоном. Это было в Индии, напоминаю, в местечке Ришикеши. Существует еще одна замечательная версия этой
песни, в акустической версии Харрисона, она
прозвучала не так давно в конце какой-то серии на тему группы «Beatles». Если вы помните, любезнейшие слушатели, по
телевидению показывали какой-то фильм, мне удалось посмотреть одну серию, и там в конце Джордж Харрисон пел,
лучше даже, чем здесь, и даже лучше, мне кажется, чем на двойном альбоме. В
альбоме уж очень старался Эрик Клаптон проявить себя,
и ему это удалось. Ну, ладно, Эрик Клаптон сам по
себе хорош, трогать его не будем.
Время наше подходит к концу, и можно
было бы, конечно, меньше говорить и больше ставить музыки. Я только могу
обещать нашим слушателям, что если эти записи вызовут какой-то минимальный
интерес, и кто-то захочет их прослушать,
можно будет это сделать в более ранее эфирное
время. Я имею в виду не десять вечера, не половину десятого, а, допустим, с
половины шестого до половины седьмого. Тогда многие из вас, любезнейшие
слушатели, могли бы даже нажать на кнопочку «запись» на
своих чудо-магнитофонах.
И, в конце хочу предложить вашему
вниманию песню, которую я полюбил с двойного альбома «Beatles»,
наверное, более всего – с самого первого прослушивания этой пластинки. А было
это в те далекие джинсовые и яблочные времена. Песня эта мало того, что с наивыгоднейшей стороны показывает лиризм и тонкость Леннона
Джона, она еще сейчас, на сегодняшний момент, на сегодняшнее мое состояние
наиболее адекватно выражает то, что испытываем мы все в сегодняшней жизни.
Музыка.
(Стенограмма передачи сделана
Анастасией Зотовой)