Радио «РаКурс» 1995-1997
(фото и комментарии
Константина Волкова)
1996. Ведущий Константин Волков, выйдя из эфирной студии (дверь
справа), обнаружил в коридоре засаду в лице архипостоянных радионюхательниц Ани
и Кати, каковая засада его немедленно из фоторужья и щёлкнула. Выбегать из
эфирной пришлось в жутких попыхах, т.к. пересменка с утренней на дневную смену
проходила тогда в течение буквально минуты. Поэтому в руках у меня папка с
эфирными бумажками, поверх которой лежат кассеты и диски, каковые до последней
минуты часа были в работе, и потому я не успел их ещё в студии засунуть в
рюкзак. Слева - дверь в крохотную комнатку, где до конца 1995 была монтажная
студия, а потом - когда монтажную перевели в бывший кабинет Бориса Степаныча
Колесняка, переехавшего за "внешнюю" дверь радиостанции, в общий
коридор АО "Курс" - появился "пост дежурного инженера". В
центре композиции - картина гг. учёных профессоров Попова и Белоброва из жизни,
кажется, Л.Д.Троцкого.
Замечательные подробности комплектации эфирной студии "Радио
РаКурс". В центре композиции сидит ведущий Константин Волков с микрофоном
Electrovoice, зажатым в шуйце (десница же ведущего возлежит на панели, в
которую вмонтирован эфирный пульт - край оного виден ещё левее десницы
ведущего), и вдохновенно что-то несёт в эфир.
Встреча с радионюхателями в парке спорткомплекса
"Лужники" осенью 1995, кажется, года. Там проходил некий праздник
московских средств массовой информации, и "РаКурс" единственный раз
там участвовал. В верхнем ряду опознаются, справа налево: Фёдор Случевский,
программа "Хендриксология" (суббота, середина дня) - в чёрной косухе;
Олег Чилап, ведущий понедельника, а в будущем ещё и четверга и главный редактор
радиостанции - в коричневой кожаной куртке; Андрей Гаврилов, ведущий новостей
(впоследствии ушёл на "Эхо Москвы") - в джинсе, смеётся; Маргарита
Стригина, ведущая "Сейшена" и других программ - в красном свитере и
чёрной куртке; Константин Волков, ведущий субботы - в ленинской кепке и пальто;
неизвестная барышня; Никита Иванов, ведущий пятницы (аплодирует и смеётся);
крайний слева - кажется, один из тогдашних дежурных инженеров, имя не помню,
увы.
В нижнем ряду опознаю только двоих: справа с бородой - Артём Прохоров,
программа "Латинский дневник" (суббота, середина дня); в центре
(прямо под Ритой Стригиной) - Сергей Рымов, в то время ещё ведущий
"Сейшена", в будущем - ведущий воскресного дня, в частности -
рок-концертов в прямом эфире. Остальные, кажется - радионюхатели...
Апрель 1997 г. В студии "Радио РаКурс" - гость: безумный
американский саксофонист Майк Эллис (крайний слева). В жёлтой майке - ведущий
"Хендриксологии" и "Джазовых новостей" Фёдор Случевский
(поправляет гостевой микрофон). Вдалеке, за эфирным пультом - ведущий
Константин Волков. Справа над стойкой с аппаратурой хорошо видны сложенные
(стопками по три) кассеты "джингловёрта" - аналоговой машины, с
которой запускались заставки и отбивки. В эту эпоху джингловёрт уже был заменён
компьютером, но компьютер иногда выходил из строя, и тогда перекидывался
специальный тумблер, и в бой шли старые добрые аналоговые плёнки. Если
присмотреться, то вдалеке, над вращающимся катушечным магнитофоном
эфир-контроля, есть полочка, на которой стоит плоский чёрный аппарат -
радиоприёмник, через который мы слушали, как мы звучим в эфире. Так вот, поверх
этого аппарата сложена большая куча кассет джингловёрта - туда откладывались те
заставки, которые не могли понадобиться в данный конкретный день.
Конец 1996 г. Ведущий Константин Волков в студии "Гранд"
- смежной с эфирной студией "РаКурса" студией звукозаписи,
использовавшейся по субботам и воскресеньям как концертная. Это, по-моему,
последняя сессия сведения альбома "Радио" группы "Секретный
Ужин", записанного во время концерта в прямом эфире "РаКурса" на
многоканальный магнитофон (виден справа от моей башки) и впоследствии сведённый
на "Гранде" мной и тогдашним гитаристом "СУ" Яшей Липкиным
за несколько ночных смен. Аппаратная "Гранда" (в которой я сижу)
зеркально противоположна эфирной студии: передо мной - тройное стекло, за
которым - тон-зал студии, в противоположном конце которого - ещё одно тройное
стекло, за которым - эфирная студия. С места, где я сижу, хорошо видно ведущего
в эфирной студии - если только раскрыты плотные шторки унылого коричневого
цвета, которыми закрывалось окно в эфирную студию всегда, кроме времени
концертов в прямом эфире.
Фёдор
Случевский
("Хендриксология" по субботам и "Джазовые новости" в
"Джем-клубе" по вторникам) в эфирной студии.
В после-ракурсовские времена известен как DJ Sybiro.
Позади Дяди Фёдора - полочка с джинглами (заставками и позывными
радиостанции, записанными аналоговым способом на специальных джингловых
кассетах, которые играл в эфир располагавшийся слева от ведущего аналоговый джингловод,
сиречь джингловёрт), под ней тюнер - радиоприёмник, на который
принимался контрольный сигнал радиостанции. Ещё ниже - легендарный Revox,
на который этот самый сигнал записывался для контрольного хранения на предмет
"если нас возьмут за ж[абры]" (т.н. police tape).
Слева от Ревокса - катушечный магнитофон-приставка высшего класса
"Олимп": в те времена безумного разнообразия аналоговых и цифровых
форматов РаКурс готов был, случись что, играть в эфир музыку и с бытовых
магнитофонных четырёхдорожечных катушек на скорости 19 и даже 9 см/сек.
Видимо, это март 1997, когда Федя приводил в программу "Московский
свинг" саксофониста Анатолия
Герасимова. Потому что следующим же кадром -
Саксофонист Анатолий Герасимов
(1945-2013) в редакции радиостанции.
Одно из четырёх появлений Дяди Толи -
единственного русского, игравшего в Оркестре Дюка Эллингтона (1974) - в эфире
РаКурса, по результатам чего в 1998 вышел альбом "Yes", давно превратившийся
в филофоническую редкость, а в 2013 - двухдисковый "Живой ракурс"
(по ссылке эти записи можно послушать "на лету"). Толя с кем-то
общается по редакционному телефону, а у стенки грозно чернеет факс с
автоответчиком, на который так любили записываться дозванивавшиеся в редакцию
сумасшедшие, требуя в ответ на голос редакционного ассистента Юли Легздиной,
предлагавший оставить сообщение: "девушка, немедленно снимите трубку!
Немедленно ответьте!"...
16 марта 1995, празднование первой годовщины Радио РаКурс: в тон-зале
Студии Гранд ведущие программ и эфиров хором поют некое песнопение изготовления
гг. Учёных профессоров, которому прочилась роль и судьба Гимна Радио РаКурс.
Ничего не получилось, конечно. То есть спеть-то спели, и даже записали, но
потом тема как-то растворилась в атмосфэре.
В кадре слева направо: Владимир Белобров (1/2 Господ учёных профессоров), Анна
Шаркова, Андрей Гаврилов, ?, ?, Никита Иванов, "Зизитоп" Захаров
(Уния Гринкисс), Рада "Гравицапина" Цапина, Владимир Анчевский, за
барабанами Кирилл Мошков a.k.a. ведущий Константин Волков (да, я действительно
играл там щёточками, но вот что - не помню).
Кажется, это март 1998, отмечание 4-летия
РаКурса в клубе ??? не помню каком. Совершенно точно, что слева Кирилл Мошков
a.k.a. ведущий Константин Волков, а справа инженер эфира и становой хребет
радиостанции Слава "Г." Гришин.
Фёдор Случевский,
американский вокалист Тим Стронг и Кирилл Мошков (Константин Волков) в редакции
Радио РаКурс, 1997